Автовладельцы города Душанбе каждый день встречаются с ситуацией, которая иногда либо вызывает легкое раздражение, либо мы ее уже просто не замечаем. Речь идет о бензине, точнее, о том, как нас заправляют. Наверняка и вы были свидетелем, когда при заправке табло бензоколонки выдавало вам 19,99 литра вместо 20 уплаченных.
Что это? Недолили? Технические проблемы?
Один из водителей задался этим вопросом и дошел вместе с Союзом потребителей Таджикистана до Верховного суда. Этот рассказ о том, как это было.
ВОСЬМОГО января 2012 года житель города Душанбе Ш.Р. залил 20 литров бензина на АЗС в 84 микрорайоне и в очередной раз отметил, что цифры на табло показывают 19,99 литра. Он исправно заправлялся здесь уже более года и уже интересовался, почему табло показывает не те данные. Его заверили, что это мелкая техническая неисправность, и очень скоро её устранят. В тот день он поинтересовался вопросом вновь. На что ему сотрудники заправки заявили, что это низко справляться о каких-то граммах, и он должен быть выше этого.
Ш.Р. заявил, что дело не в граммах, а в принципе и порядочности. На что оператор, дежуривший в тот день, заявил, что, несмотря на цифры на табло, в реальности автовладелец получает точное количество литров. В доказательство сотрудники вынесли специальную мерительную канистру, в которую незамедлительно налили бензин из колонки. Однако и мерительная канистра показала разницу не в пользу клиента. Ш.Р. был оттеснен, фотоаппарат, которым он вооружился, чтобы снять процесс, оттолкнули и не дали запечатлеть кадры. Оператор заявил, что это из-за холодов механизм не сработал, и сказал, что они проведут замер повторно, как только тот отпустит клиентов. Ш.Р. подождал 40 минут, но повторный замер не состоялся. Он попытался позвонить по номеру, указанному над окошком оператора, но ответа не было. Затем он попросил Книгу жалоб, ему она была предоставлена, но на записанные там прежде жалобы он не увидел письменной реакции руководства в соответствующей графе. И тогда мужчина решил обратиться с жалобой в Союз потребителей Таджикистана. Он тогда еще не знал, что его история только начинается…
Недолив допустим?
ДЕСЯТОГО января 2012 года Союз потребителей обратился с претензией к руководству компании, которая владеет бензоколонкой. Такие претензии составляются со слов или с письменного заявления потребителя, где указываются факты и обстоятельства происшедшего и дается юридическая характеристика в части соблюдения прав потребителей. Факт «недолива», если он подтверждается - это не только нарушение прав потребителей, но и уголовно наказуемое дело. В частности, статья 294 УК РТ «Обман потребителей» говорит, что «Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара… наказываются штрафом в размере до трехсот показателей для расчётов либо исправительными работами на срок до двух лет». Далее статья ужесточает меры, устанавливая, что те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права. Понимая, что это может оказаться случайностью, Союз потребителей направил только претензию для предварительного обсуждения деталей произошедшего.
Ответ руководства бензоколонки удивил. Вначале компания описала себя как одну из лучших в мире, а потом уже в Таджикистане. Компания недоумевала, как это клиент может быть недоволен их услугами. В ответном письме компания предположила, что все это неспроста и выдвинула в ответ две версии, по которым гражданин Ш.Р. решил написать на них жалобу. Первая - это проделки конкурентов, и ему заказали «наезд». Вторая - он не разбирается в технических аспектах работы бензоколонок.
Затем следовало долгое объяснение, противоречащее местами друг другу. А окончательный вывод, касающийся технической части, вообще удивил. Было заявлено, что это «допустимый недолив», который закреплен в соответствующих стандартах. Замер, произведенный перед Ш.Р., показал 10 недолитых миллилитров, то есть было залито 9990 миллилитров. А это, якобы, допустимый, разрешенный недолив.
В конце ответа было сказано и о самом гражданине Ш.Р., о том, что его «претензии не могут прийти на ум человеку в здравом смысле».
17 января 2012 года Союз потребителей попросил компанию пояснить свой ответ по поводу «происков конкурентов», «допустимого недолива» и, наконец, оценки гражданина Ш.Р. Все требования, изложенные в первой претензии СПТ, оставались теми же. В частности, гражданин Ш.Р. просил исправить показания табло, возместить недолитый бензин в размере 60 литров (по его подсчетам, за все годы, что он пользовался этой заправкой и отмечал недолив).
Тут, вспоминая физику, хотелось бы просто подсчитать. Поставщик бензина признал, что «разрешенный» недолив (в письме точно указано: «камбудии ичозатдодашуда») составляет 10 миллилитров на каждые 10 литров, то есть миллилитр на каждый литр, соответственно. Немного вроде? Одна тысячная доля литра, или в перерасчете на денежное выражение, на литр бензина стоимостью 6,5 сомони недоливают 0,65 дирама. Ваши каждые 10 литров - это 6,5 дирама, а 100 литров - 65 дирамов. Мало вроде, но почему механизм не работает во вред поставщику?..
Иллюзии и суды
БЫЛО несколько встреч. Руководство бензоколонки пригласило Союз потребителей и гражданина Ш.Р. для совместного замера и просмотра. Но встреча и замер не состоялись, сначала потому что компания и Ш.Р. не смогли договориться об удобном дне, потом компания его уже не приглашала.
В итоге СПТ подал иск в суд в защиту гражданина Ш.Р. И суд этот длится до сих пор… Судебный процесс, на котором не состоялось ни одного судебного заседания, суд который в глаза не видел ни нас, ни гражданина Ш.Р., ни ответчика.
24 февраля поступил первый «сигнал» от районного суда города Душанбе. Судья оставил иск Союза потребителей без рассмотрения, заявив, что: отсутствуют доказательства; не была уплачена государственная пошлина за этот иск. Доказательства были, есть фотографии табло, ответ руководства заправки, где факт недолива признавался. По второй претензии - Союз потребителей является общественной организацией по защите прав потребителей и потому освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с нормами статьи 17 Закона «О защите прав потребителей». Что и было изложено в частной жалобе на определение суда.
12 апреля 2012 года эта жалоба была рассмотрена, кассационная коллегия решила, что частично СПТ прав (о пошлине), но доказательств маловато, и оставила определение суда без изменений.
Далее жалоба уже рассматривалась в надзорном порядке в суде города Душанбе. И 21 июня этот суд оставил ранее вынесенное решение без изменений.
…Недавно Союз потребителей передал все свои требования, оформив в соответствующем порядке, в Верховный суд.
Мы, Союз потребителей Таджикистана, не питаем иллюзий, но мы - сторонники справедливости. Мы ищем её законным способом. Поэтому просим у гражданина Ш.Р. прощения за то, что пока не можем эффективно представить его интересы перед системой. Наши услуги бесплатны, мы не продвигаем ничьих интересов, кроме законных интересов потребителей.
Наконец, изначально мы сознательно не раскрывали название этой компании. Чтобы никто не подумал, что мы обвиняем «Газпромнефть-Таджикистан» в недоливе. Нет, мы не можем утверждать, что это так, мы можем ошибаться, это должен решить суд, если он когда-нибудь состоится. Но считаем своим долгом сообщить потребителям страны, что такая ситуация есть и существует, и вопрос потенциального недолива реален.
«АП» связалась с компанией «Газпромнефть-Таджикистан» и предложила им дать свой комментарий на данную публикацию. Его вы сможете прочитать в номере «АП», который выйдет в следующую среду.