Вот уже девять лет Игорь Николаевич Лизоркин безрезультатно обивает пороги всевозможных инстанций с просьбой предоставить ему гражданство Таджикистана. Он гражданин Украины; есть у Игоря Николаевича возможность получить и гражданство России, но его главная мечта – таджикский паспорт.
О том, зачем русскому человеку с украинским паспортом гражданство Таджикистана и откуда у Игоря Николаевича столько любви к этой республике, узнавал партнер «АП» «Открытая Азия онлайн».
КОНЕЧНО, любовь Игоря Николаевича к Таджикистану, а именно к Худжанду, не случайна. Он родился и вырос в этом городе, знает каждую его улочку; здесь похоронены его родители, а сам он большую часть своей жизни преподавал в местных музыкальных школах.
«Мои родители оказались на севере Таджикистана еще в 30-е годы, - рассказывает И.Лизоркин. – Отец приехал сюда из Рязанской области с кавалерийским полком, будучи 16-летним юношей. Он был воспитанником полка и играл на трубе. Мать – из-под Самары. Родители работали в музыкальном училище, где потом я сам учился, а затем и преподавал».
В 1969 году Игорь Николаевич закончил училище по классу фортепьяно и сразу поступил в Институт искусств в Душанбе, затем была консерватория в Ташкенте. И.Лизоркин успел поработать в музыкальных школах и Душанбе, и Худжанде, работал и в Самарканде.
Когда развалился Советский Союз, а в Таджикистане вскоре началась гражданская война, Игорь Николаевич уезжать из страны не захотел, но в 1994 году все-таки пришлось.
«Моя супруга была родом из Одессы, там тяжело заболел ее отец, И в 1994 году мы были вынуждены поехать на Украину, чтобы ухаживать за больным тестем, в итоге на Украине я прожил до 2007 года», - вспоминает И. Лизоркин.
Игорь Николаевич говорит, что Одессу знал и до этого своего приезда, неоднократно там бывал в гостях у родителей жены; город пришелся ему не по душе. Ко всему прочему в 90-е годы на постсоветском пространстве, в том числе и на Украине, во всем был глубокий упадок - в Одессе учителю музыки Игорю Николаевичу приходилось работать и грузчиком, и парковщиком. Музыкой поначалу в Одессе заниматься не получалось: не было фортепиано, но преподавать все равно пришлось, только в спортзале.
«Сначала устроился на работу в охрану, а потом стал тренером по боксу, этим спортом я занимался с детства, - продолжает И.Лизоркин. – Ребята у меня в зале хорошие собрались, я стал нормально зарабатывать, а потом мне и фортепиано подарили, можно было возвращаться к музыкальным классам».
Но вместо того чтобы вернуться к любимой музыке, Игорь Николаевич решил вернуться на любимую родину; он говорит, что мысли о Таджикистане не покидали его все эти годы и решение о возвращении домой он вынашивал долго. Даже когда его ученики-боксеры предложили выкупить спортивный зал и наладить совместный бизнес, И.Лизоркин от своего намерения вернуться в Худжанд не отступил. Правда, это решение супруга Игоря Николаевича не разделила.
«Мой тесть после продолжительной болезни скончался в 2000 году, с тех пор я уговаривал супругу вернуться на родину, - рассказывает он. – Я не мог жить на Украине: Одесса совершенно не мой город, не мои люди, каждый день, проведенный там, был для меня каторгой. Но жена вернуться отказалась, тогда я взял два чемодана, два диплома и вернулся в Худжанд. Один».
Возвращение
В ХУДЖАНД И. Лизоркин вернулся в 2007 году. Родственников здесь уже никого не осталось, собственного жилья – тоже: трехкомнатную квартиру в спешке продали еще в 1994 году. Пришлось снимать жилье, начинать хоть и привычную, но все равно новую жизнь. Благо с работой в родном городе у Игоря Николаевича проблем не возникло: он вернулся в музыкальное училище, в котором когда-то преподавал. В Худжанде у него сотни учеников, этого человека знают во всем городе, ценят и любят.
Впрочем, вот уже девять лет, с момента возвращения И.Лизоркина, длятся его мытарства. Дело в том, что, когда переехал жить на Украину в 1994 году с советским паспортом, документы пришлось поменять на украинские. Несмотря на то, что с самого начала Игорь Николаевич знал, что в конце концов вернется в Таджикистан, ничего зазорного в смене документов он не видел, тем более других вариантов не было.
«Я родился в Таджикистане, у меня есть все документы; я даже представить себе не мог, что мне не дадут таджикский паспорт», - признается И. Лизоркин.
Однако так и случилось. Начиная с 2007 года он ведет борьбу за то, чтобы вернуть утерянное гражданство Таджикистана.
«С 2007 по 2014 год жил в Таджикистане по визе, - говорит он. - В 2014 году, после выхода передачи обо мне на местном телеканале СМ-1, мне выдали вид на жительство. Это была моя первая победа, потому что документ дал мне право жить в Таджикистане без визы целых два года».
В конце прошлого года через таджикские СМИ И. Лизоркин обратился с просьбой о предоставлении гражданства Таджикистана к президенту страны.
«Мы несколько раз виделись с Вами на различных торжествах, когда Вы приезжали с официальным визитом в город Худжанд, - писал он в том письме. - Однажды на открытии школы, где я играл на фортепиано, Вы мне пожали руку. Тогда я не осмелился к Вам обратиться со своей бедой, ведь у Вас и без моих проблем столько важных дел. Думал, как-нибудь смогу на местном уровне решить свою проблему. К кому только я не обращался. Но, увы, не получается. Все говорят, что только сам президент страны сможет мне подарить гражданство Таджикистана».
Из аппарата президента пришел ответ – «на общих условиях». Общие условия прописаны в новой редакции закона Таджикистана «О гражданстве», который был принят в прошлом году, в соответствии с ним человек, претендующий на гражданство РТ, должен беспрерывно проживать на территории республики пять лет, не находиться под уголовным преследованием и знать государственный язык.
«Вся проблема в том, что для продления срока визы мне приходилось выезжать за пределы Таджикистана, т.е. срок моего пребывания прерывался, - говорит И.Лизоркин. – Еще имеет значение наличие у меня гражданства Украины. Мне советовали для начала отказаться от него; я обратился в посольство этой страны в Таджикистане, но оказалось, что эту процедуру можно совершить только на Украине».
Выехать туда И. Лизоркин не может: не хватает средств, да и, связавшись с миграционными службами на Украине, он пришел к мнению, что процедура может затянуться на долгие годы. Срок вида на жительство в Таджикистане у И.Лизоркина заканчивается в этом году - 17 августа, тогда же подходит к концу и срок действия паспорта гражданина Украины. Из гражданина Украины он рискует превратиться в лицо без гражданства. Число людей с таким статусом только в приграничных районах Таджикистана, по оценкам Управления верховного комиссара ООН по работе с беженцами (УВКБ ООН), достигает 42 тысяч человек.
Но Игоря Николаевича даже этот факт не пугает, он собирает документы и надеется, что новая попытка получения гражданства увенчается успехом. Недавно он женился на своей бывшей однокласснице, у которой двойное гражданство: Таджикистана и России. Многие знакомые советуют Игорю Николаевичу получить второе, основания для этого теперь у него есть, да и стать гражданином России в его положении проще.
«Нет, мне это ни к чему; моя мечта, цель всей моей жизни – это заветный таджикский паспорт, - признается он. – Таджикистан для меня - больше чем Родина, я не могу жить без этой страны. И как бы там ни было, я ни разу за все это время не пожалел о своем возвращении и никогда не пожалею».
«Открытая Азия онлайн»