Уважаемая редакция газеты «Азия-Плюс», в номере 28 (1113) вашей газеты была опубликована статья «Главу Союза адвокатов отстранили от деятельности» со ссылкой на радио «Озоди». Все приведенные доводы не соответствуют действительности.
В материале, в частности, приводятся нижеследующие факты.
Главу Союза адвокатов республики Саидбека Нуритдинова отстранили от деятельности. Министерство юстиции лишило статуса адвоката главу Союза адвокатов республики. Не пройдя экзамен квалификационной комиссии Минюста, С.Нуритдинов обратился в суд. Представитель квалификационной комиссии Минюста ранее сообщил радио «Озоди», что дело Саидбека Нуритдинова берет начало с 1997 года, когда он был судьей района И.Сомони. Тогда он был снят с должности за нарушение присяги судьи. В 1997 году С.Нуритдинов при рассмотрении уголовного дела попытался изменить приговор. По той же причине тогда он не стал депутатом.
Довожу до вашего сведения, что данная информация абсолютно не соответствует действительности, в связи с чем считаю необходимым заявить следующее.
Ещё в 2011 году по личной инициативе Президента нашего государства уважаемого Э.Рахмона было поручено подготовить и принять новый закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Главой рабочей группой по подготовке проекта закона был первый замминистра юстиции А.Холикзода. По его «заслуге» на принятие закона ушло около 4 лет.
Постановлением Маджлиси намояндагон МО Республики Таджикистан от 7 января 2015 года был принят Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Данный закон подписан Президентом 18 марта 2015 года и введен в действие с 28 марта 2015 года.
Согласно ч.3 (ныне ч.2) ст.45 Закона в переходный период на совместных заседаниях адвокатских формирований избираются в квалификационную комиссию (при Минюсте) по одному представителю от 4 регионов республики и Душанбе.
В апреле 2015 года на общем собрании адвокатских формирований г.Душанбе, получив более 96 процентов голосов, я был избран и включен в Квалификационную комиссию, проработав там до сентября 2015 года.
18 - 19 сентября 2015 года прошёл исторический 1-й Съезд адвокатов Республики Таджикистан. На этом съезде впервые были образованы Союз адвокатов Таджикистана и его территориальные органы в пяти регионах республики.
На этом съезде при голосовании из 4 кандидатов во втором туре, получив более 70 процентов голосов, я был избран председателем Союза адвокатов РТ.
Перед голосованием, не сдержав своей заинтересованности, очень сильно «болея» за другого кандидата, в нарушение регламента съезда выступил А.Холикзода и высказался против моей кандидатуры. Несмотря на оказываемое давление первого замминистра, выбор был сделан. С того времени данное лицо, по закону являясь председателем Квалификационной комиссии и имея рычаг присвоения статуса адвокатам, всяческий оказывает сильное давление на Союз адвокатов.
К примеру, из около 1000 действующих адвокатов к концу переходного периода 28.03.2016 экзамен прошли лишь более 300 адвокатов. Благодаря инициативе Президента этот срок продлен на 3 месяца.
Согласно ст.38 вышеназванного Закона высшим органом Союза адвокатов является съезд. Только съезд адвокатов, как высший орган, вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий председателя правления Союза.
Квалификационная комиссия при Минюсте не вправе отстранять от должности и деятельности председателя Союза адвокатов, и я продолжаю исполнять возложенные на меня законом полномочия.
В соответствии с п.5 (ныне п.4) ст. 45 Закона после избрания съездом адвокатов членов Квалификационной комиссии (имеется в виду новых) из регионов полномочия пяти адвокатов, избранных в члены Квалификационной комиссии из регионов (имеются в виду члены переходного периода), прекращаются, и им предоставляется статус адвоката без сдачи квалификационных экзаменов.
Во исполнение требования данного закона, который, подчеркиваю, подписан Президентом страны, на съезде были избраны новые 5 членов Квалификационной комиссии и одновременно были прекращены полномочия 5 членов комиссии переходного периода, в том числе и мои полномочия. И нам согласно закону предоставлен статус адвоката без сдачи экзамена.
Поэтому я экзамен не сдавал и не нуждаюсь в присвоении статуса адвоката Квалификационной комиссией Минюста. Мне присвоил статус адвоката сам Закон.
Однако 30 ноября 2015 года из-за личной заинтересованности председатель Квалификационной комиссии, незаконно используя 4 адвокатов (членов комиссии), полномочия которых ещё в сентябре на съезде были прекращены, провел заседание Комиссии. Грубо нарушив требования закона, он принял решение об отказе в присвоении мне статуса, повторяю, речь шла не о лишении статуса.
Свое решение Комиссия обосновывает тем, что 26 ноября приняты поправки к закону, согласно которым лицо, уволенное из органов за нарушение профессиональной присяги, не имеет права на статус адвоката и якобы я, будучи судьей Октябрьского суда г.Душанбе, в 1998 году нарушил такую присягу и был за это уволен.
Это не соответствует ни обстоятельствам дела, ни действительности.
С принятием новой Конституции РТ в 1994 году были внесены новшества в некоторые законы страны.
Так, впервые за 70 лет суд мог проверить в соответствии с требованиями статей 220–221, прим.1 УПК РТ (старой редакции) законность и обоснованность ареста. Все подобные материалы рассматривал исключительно Октябрьский районный суд г.Душанбе, так как СИЗО находилось на территории этого района.
В начале 1998 года я рассматривал такой материал в отношении одного офицера МВД Республики Таджикистан. Он более 6 месяцев находился под стражей, и следственные органы не могли закончить следствие, так как другие лица, проходящие по делу, были в розыске. В связи с этим по просьбе прокурора, участвующего в суде, я изменил меру пресечения в отношении того лица на подписку о невыезде. Я не освобождал ни разбойника, ни террориста и ни убийцу.
Данное лицо обвинялось по ч.1 ст. 184 УК РТ (редакция 1961 г.) - превышение власти или служебных полномочий, что предусматривало наказание в виде увольнения с должности, исправительных работ до 2 лет или лишения свободы до 3 лет.
Впоследствии после отмены моего определения данное лицо приговором Верховного суда по этой статье было освобождено в зале суда. В приговоре особо указывается о его заслугах в восстановлении конституционного строя в Таджикистане.
Тогда, может быть по ошибке, бывшим генеральным прокурором С.Шароповым были донесены неправильные данные, что якобы я изменил меру пресечения в отношении убийцы. И правду тогда никто не мог донести до сведения нашего Президента, как и сейчас.
После этого я был уволен по указу Президента «за нарушение закона», так как согласно постановлению суда города Душанбе было отменено мое определение из-за нарушения подсудности.
Нарушение подсудности является процессуальным нарушением, оно ничем не связано с нарушением присяги. Каждый месяц по республике десятки гражданских и уголовных дел отменяются за процессуальные и материальные нарушения норм закона.
При рассмотрении материалов в отношении работника МВД еще не было известно, что другие лица, находящееся в розыске, были военными. Поэтому я неумышленно нарушил подсудность. Но я признаю, что был уволен с работы лишь за нарушение норм процессуального права, т.е. нарушение правил подсудности. Ни в указе, ни в моей трудовой книжке - нигде нельзя найти и строчки, что С.Нуритдинов нарушил присягу. Тем более после увольнения я работал 7-8 месяцев ведущим специалистом Министерства юстиции. Если бы я нарушил присягу, разве после этого приняли бы меня в Минюст?
Я не пытался изменить приговор, и на это даже не имел права по закону. Также я никогда не баллотировался в депутаты. Это чистая ложь.
Я, проработав 10 лет в суде и более 18 лет в адвокатуре, всегда стремился честно и добросовестно выполнять свой долг.
В настоящее время в суде мной обжаловано незаконное решение Квалификационной комиссии, и я надеюсь, что суд решит этот вопрос согласно букве закона.