Согласно сообщениям в нынешнем году за нарушения правил пребывания только из Ферганской области было выдворено свыше 80 иностранных граждан, в том числе 15 граждан Таджикистана.
За первые три месяца нынешнего года из Ферганской области Узбекистана было выдворено свыше 80 граждан СНГ, нарушивших правила пребывания. Об этом, со ссылкой на источник в правоохранительных органах, сообщил Sputnik Узбекистан.
В сообщении отмечается, что большую часть выдворенных иностранцев составили граждане Кыргызстана — 37 и Таджикистана — 15.
В МВД Узбекистана воздержались комментировать Радио Озоди это сообщение. В УВД Ферганской области подтвердили факт проведения проверки паспортного режима, отметив, что в ходе этих мероприятий были выявлены 182 гражданина СНГ, проживавших без временной или с просроченной регистрацией. Из них 42 человека — это граждане Кыргызстана, 33 — Таджикистана и 89 — лица без гражданства.
"В первом квартале 2016 года в отделы въезда, выезда и регистрации граждан Ферганской области для постановки на временный учет обратилось более 2,2 тысяч граждан СНГ. В тройку лидеров вошли россияне — 921 человек, граждане Кыргызстана — 572 человека и Таджикистана — 555 граждан", — рассказал источник.
По всем выявленным фактам были приняты соответствующие административные меры наказания, в том числе наложены штрафы. Всего, по данным собеседника, за первый квартал года общий размер штрафов с 97 лиц превысил 41 миллион сумов.
Из тысяч граждан Таджикистана, в большинстве своем этнических узбек, или родившихся в таджикско-язычных областях Узбекистана, и нашедших убежище в годы гражданской войны 1992-1997 гг. в соседней стране, лишь немногие смогли стать полноправными гражданами. Большинство, не смотря на то, что более 20 лет живут и работаютв Узбекистане, до сих пор находятся в статусе “фуқароси эмас” – лиц без гражданства.
В последние годы к этому силу прибавились и те, кто едет в Узбекистана на учебу, или бизнес.
Узбекистан в Таджикистан ввели визовый режим в начале 2000-х, но для жителей приграничных районов, которые в большинстве являются этническими узбеками до сих пор разрешают посещать в течение 5 дней без визы. Этой привилегией пользуются в основном те, кто занимается приграничной торговлей, поставляя в Узбекистан сельхозпродукцию, и ввозя обратно промышленные товары.
Но те, кто не являются жителями приграничных районов, для получения визы должны иметь официальное приглашение от своих родственников в Узбекистане, по прибытию регистрироваться. Многие, несмотря на то, что проживают в домах родственников, из-за бюрократической волокиты, вынуждены регистрироваться в гостиницах.
Жительница Душанбе Халима недавно посетила своих родных в Самарканде и была выдворена властями. Причина ее выдворения заключается в том, что зарегистрировавшись в гостинице, она несколько дней проживала в доме своих родителей.
“Пришли из ОВИР и сказали, где зарегистрирована, там и должна жить. Два дня мотались из кабинета в кабинет, в конце концов, приняли решение о выдворении. За нарушение правил пребывания заплатила штраф 250 долларов. Еще сказали, что легко отделалась, пожалели. А могли оштрафовать на 500 долларов. В конце «прикрепили» милиционера, который проводил до границы с Таджикистаном. В паспорте поставили штамп «выдворен с территории Узбекистана.”
В соответствии с «Положением пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства был принят в Республике Узбекистан», Которое было утверждено еще в 1996 году, иностранные граждане, которые остаются этой стране на срок более 3 суток, должны быть зарегистрированы в ОВИР и согласовывать свои передвижения на территории Узбекистана с соответствующими органами.
Согласно этому документу, в случае нарушения правил пребывания, власти могут ограничить срок пребывания иностранных граждан, или выдворить из страны.
Сложности с получением визы сократили визиты родственников на территории двух страндруг другу до такой степени, что некоторые не могут попасть на свадьбы, и даже похороны своих родных.
Халима говорит, что теперь, после того, как в ее паспорте поставили печать, она не может посетить своих родных в Узбекистане в течение трех месяцев.
«Конечно, хорошо, что меня выдворили, а не депортировали. Но все равно обидно, когда человек не может посетить свою родину».