Ревность, гнев, бедность и насилие – вот основные причины, по которым некоторые таджикские женщины решают свести счеты с жизнью.
Несколько дней назад с центрального моста в Худжанде в реку Сырдарья бросилась девочка лет пятнадцати. Мухсин Ёкубов, заведующий отделом интенсивной терапии худжандской больницы, сказал Радио Озоди, что спасатели вовремя бросились за ней в воду и смогли спасти.
«Это случилось три дня назад. Девочка лет 15-16, по понятным причинам не могу назвать ее имени, после инцидента была под недолгим наблюдением медиков. Родные забрали ее домой. К счастью, обошлось без серьёзных травм», - рассказал врач.
Женские неправительственные организации отмечают, что только в прошлом году сотрудники милиции и штаба по ЧС города Худжанда спасли двух женщин и одну совсем юную девочку, ученицу 10 класса, которые решили наложить на себя руки и сбросились с моста в Сырдарью.
Активисты НПО говорят, что самоубийства женщин и девочек – огромная трагедия для общества, а еще большую тревогу вызывает новая опасная тенденция суицидов женщин со своими детьми.
Случаи, от которых стынет кровь
Общественный шок вызвали случаи, когда за последний год четыре женщины наложили на себя руки, бросившись в воду вместе со своими малолетними детьми. Большинство этих случаев, от которых стынет кровь в жилах, произошли в Хатлоне.
В июле прошлого года жительница Яванского района Парвина Абдуллоева вместе с тремя детьми бросилась в реку. Спустя два месяца таким же образом свела счеты с жизнью 23-летняя жительница Вахшского района Саломат Пирова, которая столкнула в воду сначала трех своих детей, а затем бросилась сама. Женщину удалось спасти, а детей, к сожалению, нет. В феврале этого года 25-летняя жительница Нурека Зухро Махмуродова бросилась в реку Вахш вместе со своими четырьмя детьми, все они погибли. И последний подобный случай произошел совсем недавно недалеко от Вахдата – 21-летняя Мафтуна бросилась в реку Кофарнихон вместе со своим шестимесячным малышом. Тело женщины было извлечено из воды спустя три часа, в 30 км от места происшествия, а тело мальчика до сих пор не найдено.
«Лучше умереть, чем быть несчастливой?»
Махфират Хидирова, заместитель главы Хатлонской области, сказала, что все эти случаи суицида были проанализированы и власти области пришли к выводу, что женщины пошли на самоубийство в состоянии гнева и отчаяния на почве ревности.
«Тем не менее, сложно сказать, почему женщины решают наложить руки не только на себя, но и лишают жизни своих детей», - говорит она.
Эта проблема вызывает беспокойство исполнительного директора информационного агентства «Азия-Плюс» Зебо Таджибаевой. Она говорит, что у нее в голове не укладывается, как можно наложить руки не только на себя, но и на своего ребенка, ведь защита своего малыша заложена в женщине природой.
«Возможно, женщины считают, что после их смерти дети будут такими же несчастными, как и они. Всего несколько лет назад женщины, решившие свести счеты с жизнью, предпочитали самосожжение. Но это очень мучительный путь, может они думают, что смерть в воде не так страшна, как в огне?», - говорит она.
Зебо Таджибаева уверена, что самоубийства женщин имеют социальные предпосылки. Жизненные трудности, безработица мужей, возвращение супруга из трудовой миграции с пустыми карманами, насилие в семье - все эти причины могут привести к отчаянному решению.
По статистике, ежегодно свыше 400 женщин в Таджикистане сводят счеты с жизнью. Однако, по мнению Таджибаевой, реальная статистика вряд ли будет доступна для общественности. «Возможно, создание специальных анонимных центров для женщин, где они смогут получить помощь психологов, поможет решить эту проблему», - сказала собеседница.
Неграмотность и социальные проблемы
Другие эксперты также считают, что причина последних трагических случаев кроется в социальных проблемах. Женщины предпочитают броситься со своими детьми в реку, и таким образом заявить обществу о своей тяжелой участи. Однако Махфират Хидирова уверена, что связывать случаи суицидов лишь с социальными проблемами – необъективно. «Каждый случай индивидуален и изучается по отдельности. Исследователи должны изучить тенденцию суицида женщин с детьми, чтобы мы могли знать методы предотвращения таких случаев», - говорит Хидирова.
В то же время Заррина Кенджаева, психолог центра «Бовари ба фардо», видит причину суицида женщин в их слабой воле. В традиционной таджикской семье большое внимание уделяется воспитанию девочек, поощряется послушание и покорность, а не умение защитить свои права. «Бывают случаи, когда молодая жена не хочет терпеть насилие в семье, разводится и возвращается в дом своих родителей, но и там не находит понимания. В таких случаях женщина зачастую задумывается о суициде», - говорит психолог.
«Многие наши женщины неграмотны и не знают о своих правах. Они думают, что если стали жертвой домашнего тирана или муж завел вторую семью, то жизнь на этом заканчивается», - продолжила Кенджаева.
Эти женщины не имеют и религиозного образования, говорит известный духовный деятель Кобилджон Боев. «Если бы они знали, что ислам не поощряет суицид, что самоубийцы отправляются в мир иной грешниками, может, таких случаев было бы меньше», - говорит он.
По словам Заррины Кенджаевой, чтобы решить проблему суицидов среди женщин, необходимо усилить взаимодействие государственных учреждений, гражданского общества и религиозных деятелей. Комитет по делам женщин Таджикистана уже начал проводить по всем регионам профилактические беседы и консультации с женщинами.
Гулбахор Ашурова, депутат нижней палаты парламента Таджикистана, говорит, что они готовы вместе с другими структурами, в том числе с Комитетом по делам религии, проводить такие же встречи с женщинами. «Мы, депутаты, не можем оставаться в стороне от этой проблемы. Необходимо привлечь как можно больше психологов, чтобы помочь отчаявшимся женщинам правильными советами», - сказала парламентарий.
С другой стороны, по мнению наших собеседников, должно быть ужесточено наказание для тех лиц, которые доводят женщин до суицида. Они с сожалением отмечают, что случаев наказания для тех, кто способствовал суициду, не так много, еще меньше тех, кто получил тюремный срок и чаще всего они освобождаются по амнистии.