201-я российская военная база уже давно превратилась в имя нарицательное, вобрав в себя массу негативных факторов, которые в совокупности неминуемо должны перерасти в новую качественную категорию, что соответствующим образом отразится на развитии двустороннего сотрудничества Таджикистана с Российской Федерацией.
Убийство 5 ноября 2015 г. гражданки Таджикистана Шоиры Джобировой на территории 201-й российской военной базы является логическим продолжением вереницы преступных деяний военнослужащих контингента Вооруженных Сил Российской Федерации.
Естественно в контексте стремительно развивающихся событий следует вспомнить других «героев» передового фронта. Чуть более года назад военнослужащие 201-й РВБ в Таджикистане И. Саханов и Ф. Басимов хладнокровно и цинично убили отца троих детей Рахимджона Тешабаева. Военнослужащий 201-й РВБ Д.Толстой 21 августа 2015 года нанес таксисту в городе Курган-Тюбе несколько ножевых ранений. Ранее, в феврале 2015 года офицер Вооруженных Сил России - старший лейтенант Д.Борисенко был задержан за избиение таксиста. Капитан 201-й РВБ Чемизов в январе 2015 года в одной из столовых г.Куляба избил местного жителя. Список таких «подвигов» можно продолжать.
К большому сожалению, разгульные выходки и дебоши с участием военнослужащих 201-й РВБ стали обыденным явлением в местах дислокации российской военной базы в Таджикистане.
А ведь каждый военнослужащий РФ, прибывающий в РТ, получает памятку о вежливости и правилах поведения, в которой черным по белому зафиксировано: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других, помнить, что по их поведению судят не только о них, но и Вооруженных Силах Российской Федерации в целом».
О каком таком уважении и чести можно говорить, если целый комплекс преступных деяний военнослужащими РФ в Таджикистане был совершен накануне и в юбилейную годовщину празднования 70-летия со Дня Великой Победы над фашистскими захватчиками? Очень хотелось бы поприсутствовать на занятиях по патриотическому воспитанию в 201-й РВБ, если после таких «занятий» солдаты и офицеры устраивают пьяные драки и т.д.
Убийство гражданки Таджикистана Шоиры Джобировой в очередной раз доказывает безразличие российских властей к деятельности 201-й российской военной базы, как и укреплению имиджа своих военнослужащих за рубежом как вежливых людей.
Еще не спала волна общественного резонанса в Таджикистане и России в связи с гибелью 5-месячного Умарали Назарова, которого полицейские Санкт-Петербурга противозаконно и бесчеловечно разлучили с родной матерью, которая нарушила миграционный режим.
Режим – это, пожалуй, самое подходящее слово, которое характеризует в целом современное отношение России к Таджикистану. Хотя из официальных сообщений и выступлений первых лиц РФ вытекает, что Таджикистан все еще остается стратегическим партнером Российской Федерации. Но практика свидетельствует о другом.
Соглашение о сроках и условиях пребывания 201-й РВБ в Таджикистане было подписано президентами Э.Рахмоном и В.Путиным 5 октября 2012 года. Его ратификация «обеспечивает стабильность в регионе Центральной Азии и безопасность во всем Таджикистане», заявил тогдашний Министр обороны Таджикистана, представляя документ перед голосованием в парламенте. 1 октября 2013 года нижняя палата парламента Таджикистана ратифицировала данное соглашение.
Надо отметить, что переговоры по российской военной базе проходили, начиная с 2008 года, сложно и поэтапно. Руководство Душанбе прекрасно понимало с какими сложностями столкнется Таджикистан, принимая на себя бремя по условиям договора.
Как водится в международной практике, заключение такого рода долгоиграющих соглашений предполагает встречные паритетные шаги со стороны партнёра, в данном случае Российской Федерации.
В качестве паритета в результате многочисленных переговоров Таджикистану удалось буквально выторговать у Москвы договоренности о льготном режиме таджикских мигрантов и беспошлинным поставкам нефтепродуктов в размере 1 млн. тонн в год, а также по вопросу оказания помощи в модернизации армии.
В период подготовки соглашения к ратификации в 2013 году СМИ России развязали настоящую информационную кампанию, в ходе которой мигранты, в том числе из Таджикистана, были квалифицированы, ни много ни мало, как угроза национальной безопасности России.
Впоследствии и несмотря на подписание соответствующего меморандума сотни тысяч таджикских мигрантов были депортированы из России, многие были вынуждены перейти на нелегальное положение, скрываясь от полиции. И это при том, что многие молодые люди учились, работали и обзавелись семьями в Российской Федерации.
В настоящее время властями России продолжается ужесточение миграционной политики в отношении граждан Таджикистана путем создания искусственных барьеров для легализации их нахождения в стране. В свою очередь мигрант-нелегал практически сразу становится жертвой, попадает в теневой бизнес или трудовое рабство.
Все это наводит на весьма грустные размышления – так имеется ли паритет в двустороннем сотрудничестве между Таджикистаном и Россией по Соглашению о сроках и условиях пребывания 201-й РВБ в Таджикистане. Насколько положения данного договора соответствуют сложившимся реалиям в двусторонних отношениях между Россией и Таджикистаном? Сможет ли Душанбе потребовать от Москвы равных, справедливых партнерских отношений или в очередной раз скромно сглотнет «горькую пилюлю»?
Владимир Лисовский
Специально для «Авеста»