Председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев выступил на совещании ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве, и заявил что власти Таджикистана не признают в лице независимых СМИ и журналистов представителей «четвертой власти», а, скорее всего, хотят видеть их «козлами о отпущения».
По его словам, ситуация со свободой СМИ и выражением мнений в Таджикистане является сложной, особенно в связи с последними событиями в стране.
«Если в начале года мы опасались влияния экономического кризиса, то теперь можно говорить о влиянии общественно-политической ситуации, которая отрицательно влияет на свободу слова в Таджикистане. Доступ к информации является актуальной проблемой журналистов Таджикистана. Сентябрьские события в стране обострили ситуации, они способствовали усилению госпропаганды, применению языка «вражды» и однобокому освещению событий», - отметил Н. Каршибаев.
По его словам, 30 июня 2015 года президент Таджикистан подписал протокол заседания Правительства РТ, согласно которому все государственные ведомства должны передавать свои сообщения и пресс-релизы госизданию «Ховар», а другие СМИ могут использовать официальную информацию теперь только со ссылкой на это издание.
По словам главы НАНСМИТ, это создаёт серьезные ограничения доступа к общественно-значимой информации для независимых СМИ и государственную монополию на официальную информацию.
Защита власти
Каршибаев утверждает, что Уголовный кодекс Таджикистана содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за оскорбление представителя власти (ст. 330) и публичное оскорбление президента РТ (ст. 137), тем самым обеспечивается особая защита представителей органов власти от критики.
«Статьи, посвященные клевете и оскорблению (135, 136), были перенесены из УК РТ в Гражданский кодекс РТ. Тем не менее, в Таджикистане продолжается практика подачи исков против СМИ со стороны государственных органов за критику в рамках гражданского законодательства, что вызывают серьезные опасения у журналистского сообщества Таджикистана», - отметил Каршибаев.
По его данным, в 2013-2015 годах, количество гражданских и административных дел с участием СМИ и журналистов достигло 14, и зафиксирован 1 факт уголовного преследования. Только за 8 месяцев 2015 года зафиксировано 5 исков в отношении независимых СМИ и журналистов.
Независимо от исхода дел с участием СМИ, они отрицательно влияют на ситуацию со свободой слова и выражения мнения. Непомерные штрафы ставят под угрозу существование независимых СМИ в стране.
Отключить связь, взламывать почты
Каршибаев отмечает, что в 2014 году были внесены дополнения в Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», разрешивший правительству в случае объявления чрезвычайного положения, поручить компаниям мобильной связи лишить своих клиентов доступа к телефонной связи. Правительство также имеет право «с целью обеспечения спокойствия» населения ограничить доступ к Интернету и воспрепятствовать доступу граждан к сайтам.
«Закон не содержит четких инструкций по взаимоотношениям со СМИ во время ЧС, не имеется требования о публичном объявлении, об ограничениях или запрету доступа к Интернету и мобильной связи», - отметил глава НАНСМИТ.
По его словам, последние вызовы в сфере СМИ Таджикистана также показывают, что взлом электронной почты и аккаунты журналистов и активистов гражданского общества в социальной сети, прослушивание телефонных разговоров и другие виды киберпреступлений становятся традиционными в борьбе со свободой слова и информации. Опасность также проявляется в виде краж и личных данных пользователей цифровых технологий (личные данные, документы) и физическое обнаружение человека (геолокация, IP адреса и т.п.).
Рекомендации
Таким образом, глава НАНСМИТ Таджикистана дает рекомендации обеспечить равный доступ всех СМИ к источникам официальной информации независимо от форм собственности: «Отменить протокол, подписанный президентом от 30 июня 2015 года, противоречащий конституционному праву граждан и нормам национального законодательства; обеспечить доступ к информации путем внесения изменений и дополнений в Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», - отмечает он.
Н. Каршибаев также рекомендует не использовать возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях ограничения свободы выражения мнения, а также прав граждан в доступе к информации, в частности, исключить незаконное применение системы оперативно-розыскных мер (СОРМ) в отношении журналистов и активистов гражданского общества и декриминализировать другие статьи диффамационного правонарушения УК РТ.
В завершении, Каршибаев отмечает, что в законодательстве о СМИ и Гражданском кодексе страны предусмотреть нормы, согласно которым органы государственной власти и представители власти, как истцы в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации, вправе требовать лишь опровержения недостоверной информации, но не возмещения морального вреда.