11 августа завершилось экономически составляющее дело Зайда Саидова. Опального предпринимателя приговорили к 20 годам лишения свободы, а учитывая прежний приговор, ему придется сидеть за решеткой 29 лет.
Несмотря на то, что суд приговорил Зайда Саидова к 20 годам лишения свободы за экономические преступления, ему было добавлено к сроку еще три года. Согласно Уголовному кодексу Таджикистана, общий срок заключения не может превышать 30 лет, и поэтому суд назначил ему наказание в виде еще трех лет лишения свободы. Таким образом, Зайд Саидов проведет в тюрьме 29 лет. Все его имущество и имущество детей конфисковано. Также суд приговорил его к выплате штрафа в 34 млн. сомони.
Обвинение было вынесено по статьям 340 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков), статья 314 ( злоупотребление должностными полномочиями), 245 (присвоение или растрата), статья 262 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем), статья 292 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с юридического лица) и 250 (вымогательство).
Зайд Саидов осужден за приписывание бюджетных средств в строительстве «Душанбе-Плаза» строительной компанией «Тодж-Сохтмон Байналмиллал», чьим учредителем является его сын Хайрулло Саидов, возможным присвоением денег со строительства нового здания восьмой школы в Душанбе, подделке документов и незаконной приватизации и продажи правительственных объектов, как «Тоҷик-Азот», «Гулистон», «Абрешим», «Электроника-М» и «Учебно-производственный центр».
Зайд Саидов, после того как услышал приговор, обращаясь к судье Савриддину Тошеву, председательствовавшему на процессе по делу, спросил: «С таким обвинением, куда делись законы страны?», на что получил от судьи ответ: «Зайд Шерович, вы же сами знаете, это требование времени».
Родственники заявляют, что если с одной стороны судья выразил свое сожаление к Зайду Саидову, то с другой стороны Тошев фактически признал, что его решение полностью было зависимым и определено заранее.
Между тем, после суда адвокат Саидова Исхок Табаров заявил, что он и его подзащитный не согласны с обвинениями и приговором, и в течение 10 дней
направят кассационную жалобу в Верховный суд.
Последнее выступление
В целом, за два с половиной года Агентство по финансовому контролю и борьбе с коррупцией возбудило уголовное дело в отношении Зайда Саидова по 37 эпизодам. Однако, как заявляет сам осужденный в последнем слове, если первый суд прошел на основании «заявлений пострадавших», то в экономически составляющей дела нет ни пострадавших, ни заявлений. «Обвинения не обосновываются на фактах, рассмотрены поверхностно, на основании вымыслов. Мне больше всего обидно, что получая такой большой срок ни одно обвинение во время судебного заседания не было доказано», - говорит осужденный.
Свое последнее выступление Зайд Саидов подготовил в размере 99 страниц. По каждому эпизоду он прошелся отдельно, приводил доказательства своей невиновности, указывал на необъективность во время следствия.
Он признал, что во время всего расследования был выявлен факт, что в 1995 году его сын Хайрулло, во время гражданской войны, подделал свои документы и выехал учиться в Иран. «Но меня с 1992 по 1998 г. не было в Таджикистане, более того, мой сын нигде не занимал государственные должности, не получал зарплату.
Касаясь списывания денег в строительстве «Душанбе-Плаза» Зайд Саидов подчеркнул, что мировая практика не знает такого случая, чтобы условия тендера были выполнены, сам объект со стороны заказчика после оценки рабочей комиссии был принят, городская прокуратура согласилась с этим и по прошествии двух гарантийных лет руководство объекта не предъявило ни одного замечания, а власти после этого, вопреки требованиям законодательства, стали проверять частную организацию.
«Руководство антикоррупционного ведомства годом раньше провело свою проверку и не обнаружила никаких приписок. И после всего этого, с помощью подложных документов, обвиняют человека, не имеющего никакого отношения к растрате и присвоении бюджетных средств. При этом ответственные лица обеих сторон контракта остаются вне правового поля», - отметил Зайд Саидов.
По его словам, за два месяца до того, как он объявил о намерении создать новую партию, также была проведена проверка со стороны всех ведомств. Однако, никаких неуплат по налогам с его стороны, приписывания денег, или каких-либо других нарушений не было обнаружено.
По словам Зайда Саидова, следствие обвиняет его в присвоении порядка 1 миллиона сомони из средств, предназначенных для строительства школы №8 в городе Душанбе. «У следователей Агентства я спросил, как вы умудрились обнаружить приписки и присвоения, если строительство тендерной школы еще не закончено? В ответ они сказали, что может приписки и были, но мы это делаем в целях предупреждения», - рассказывает Саидов.
По его словам, компания «Тодж-Сохтмон Байналмиллал» при строительстве этой школы понесла убытки в размере 4,2 миллиона сомони, вследствие подорожания стройматериалов, и эти данные прошли государственную экспертизу.
«Об этом я сообщал еще до моей поездки во Францию председателю города, но эта сумма до сих пор не возмещена компании, о чем упоминал и сам следователь Расулов Б., недоумевая, почему компания до сих пор не получила причитающуюся ей сумму. И этот же следователь опять же обвиняет меня, что при строительстве школы №8 Саидов.З.Ш присвоил средства. Это и есть логика следствия», - отметил Зайд Саидов.
Относительно приватизации объектов он, ссылаясь на слова Шерали Гул и Матлубхона Давлатова подчеркнул, что Министерство промышленности не имеет права приватизировать гособъекты без разрешения Госкомитета по инвестициям.
«Я говорю, что это исторический суд, поскольку в прошлом я был министром и удачным бизнесменом и, наверное, история не помнит такого случая, чтобы человека при помощи поддельных документов, сплетен и лжи так наказывали», - заявил экс-министр промышленности.
По его словам, сейчас мало кто может осознать, в том числе и из тех, кто заседает, что человек может все свое состояние из-за рубежа перевести ради благополучия и процветания своей родины. «А я по велению сердца и по рекомендации главы страны так и поступил».
Но с помощью сфабрикованных дел хотят отобрать все мое состояние, нажитое честным трудом, и не только мое, но и моих близких, и лишить меня свободы», - говорит Зайд Саидов.
Он считает, что все его попытки были исключительно ради экономических и социальных изменений, ради улучшения жизни людей и создания новых рабочих мест.
«Не знаю, от чего это было – от безразличия к судьбе народа или государства, но во время всего следствия они задавали мне один вопрос – чего вам не хватало, что навлекли на себя такую беду? Да, действительно, в последние годы для наших чиновников способ нечестного заработка и безразличие к судьбе других, нации и государства стал мерилом культуры и поведения», - говорит экс-министр.
Истоки трагедии
Крутой и трагический поворот в жизни Зайда Саидова произошел 6 апреля 2013 года. В этот день он, как руководитель инициативной группы, объявил о ее намерении создать новую политическую партию - «Новый Таджикистан».
В эту группу, кроме него, входили также ряд глав бизнес-ассоциаций, руководитель Ассоциации политологов Таджикистана и др. В Декларации, оглашенной на пресс-конференции, говорилось, что необходимость образования партии заключается в том, что таджикское общество охвачено неуверенностью в завтрашнем дне.
- Значительная часть рабочей силы, интеллектуальный потенциал страны покидают Таджикистан. В этих условиях таджикское общество нуждается в новой идее, новом послании, новой инициативе и новых действиях, поэтому партия «Новый Таджикистан» является выразителем этих чаяний, - говорилось в Декларации.
Инициаторы утверждали, что «Новый Таджикистан» будет партией прагматиков, новаторов, технократов, реформаторов и профессионалов. Т.е, ее идеология будет направлена на формирование общества с равными возможностями и достойной жизнью для всех граждан страны.
Исходя из этих соображений, инициаторы предлагали отбросить в сторону «идеологические штампы» и групповые интересы и объединиться на взвешенной, нейтральной позиции «без каких-либо идеологических амбиций» для формирования среднего класса.
«Новый Таджикистан» - партия нового типа, нового поколения, партия будущего, партия созидателей новейшей истории Таджикистана. Поэтому мы объединились, чтобы совместными усилиями построить светлое будущее Таджикистана», - говорилось в Декларации несостоявшейся партии.
В интервью таджикской прессе 24 апреля Зайд Саидов рассказал о целях и задачах партии более подробно. Он утверждал, что, несмотря на определенные успехи и достижения в формировании основ таджикской государственности, многие проблемы, прежде всего экономического и общественного характера, остались нерешенными. По его словам, самая тревожная тенденция – это стремительное истощение интеллектуального и трудового потенциала страны, т.к. лучшие из лучших и огромные трудовые ресурсы покидают нас навсегда, потому что потеряли надежду на лучшую жизнь на родине.
- В этих условиях на сцену должна выйти новая сила, которая вернет людям чувство собственного достоинства и гордости, твердую надежду на возрождение их родного края. Одним словом, нужна новая сила, которая реально повернется лицом к насущным проблемам простых людей. Такая ситуация – это повод, чтобы мы громко начали бить в набат и заявили во всеуслышание: «Мы на краю пропасти, и дальше отступать некуда!» - заявил тогда лидер «Нового Таджикистана».
19 мая 2013 года Саидов был арестован в душанбинском аэропорту, после возвращения из Франции…