Денежные переводы трудовых мигрантов помогают выжить миллионам семей в Таджикистане, однако продолжительное отсутствие отцов становится причиной бедственного положения их детей.
Многие растут в малообеспеченных семьях, оставленных отцами, создающими в долгой отлучке новые союзы.
Такие дети рано взрослеют, нередко вынуждены самостоятельно зарабатывать на жизнь, сталкиваются с жестоким обращением на улице. Порой фактически брошенная жена, не справляясь с воспитанием ребенка, отдает его в интернат.
По официальным данным, в трудовой миграции находится более четверти трудоспособного населения Таджикистана.
Экономика страны сильно зависит от денежных переводов гастарбайтеров. По данным за 2013 год, в страну было переведено около 4,2 миллиарда долларов - это 49,6% ВВП Таджикистана.
Беспризорники
Несколько лет назад таджикский парламент одобрил ряд поправок в Семейный кодекс страны, регламентирующих правовое положение детей трудовых мигрантов.
Согласно этим дополнениям, несовершеннолетние дети, оставшиеся без должного присмотра, до возвращения родителей могут быть отправлены в специализированные детские учреждения.
Таджикские власти, таким образом, тогда впервые признали существование проблемы детской беспризорности.
Почти у 80% безнадзорных детей жив хотя бы один родитель, а во многих случаях оба, но, как правило, это трудовые мигранты.
Некоторые из таких детей не умеют ни читать, ни писать, рассказывает Мавджуда Рахмонова, руководитель общественной организации "Дети, беженцы и уязвимые граждане", которая работает с беспризорными.
По ее словам, зачастую оставленные мужьями матери не в состоянии самостоятельно растить детей.
"Дети эти попадают на улицу, становясь кормильцами своих семей, даже беспризорниками. Они нуждаются в поддержке, и если сейчас им не помочь, то последствия такого невнимания будут очень серьезными", - говорит Рахмонова.
Уже несколько лет таджикские власти выражают обеспокоенность увеличением числа правонарушений, совершаемых детьми. Как правило, это воровство и мелкое хулиганство, а также торговля наркотиками и проституция.
«Подвержены депрессии и замкнуты»
Пятилетний житель Куляба Масрур Шодиев никогда не видел отца. Тот уехал в Россию еще до рождения сына. В Москве у гастарбайтера появилась новая семья, и помогать бывшей жене он перестал. Мать Масрура вернулась к своим родителям, заботу о малыше взяли на себя родственники.
Мальчику повезло: его не отдали в интернат, и пока у него нет необходимости работать. Но он сильно тоскует по отцу, которого никогда не видел.
«Я очень хочу увидеть папу. Мама рассказывала мне о нем и даже показывала фотографии. Я папой называю дедушку, но мне хочется встретиться с отцом. И своим друзьям хочу показать его, чтобы они увидели, что и у меня есть отец», - рассказывает Масрур.
Исследователи говорят об изменении социального поведения и психологического состояния детей мигрантов, в особенности из семей, оставленных отцами.
«Дети мигрантов чаще подвержены депрессии и замкнутости. Это более характерно для девочек в возрасте 15-18 лет из покинутых семей», - говорится в исследовании Международной организации по миграции (МОМ).
«Агрессия оказалась особенно свойственна мальчикам 11-14 лет», - утверждают авторы.
За чертой бедности
Оставленные мужьями женщины рассказывают, что живут за чертой бедности, в сложных жилищных условиях, питаясь тем, что сами выращивают. Иногда они получают помощь от родственников, неправительственных и международных организаций, а также местных властей, отмечается в докладе МОМ.
При этом по оценкам, которые приводит организация, примерно треть эмигрантов не вернутся обратно.
14-летний житель Душанбе Камол Джаборов начал подрабатывать в 11 лет, когда отец, выехавший на заработки, перестал отправлять домой деньги. Камол успел поработать грузчиком, мойщиком машин и даже разносчиком газет.
«Отец вдруг перестал помогать нам. Было очень тяжело. [У меня осталась] мама с малолетним братом, две сестры, и тогда я принял решение помочь. Трудно, конечно. Мне еще хочется погонять мяч, играть с друзьями, а тут приходится думать, как заработать. Ведь дома меня ждут. Если не принесу денег, мы будем голодать. Но школу я не бросил. Сложно совмещать, но я стараюсь» - говорит Камол.
Однако среди детей мигрантов немало и тех, кто не может ходить в школу. Мизерных денег порой не хватает на покупку школьной формы и канцелярских товаров, необходимых для учебы.
Принятый в Таджикистане закон об искоренении детского труда проблему не решил.
Разгуливающие в лохмотьях по душанбинским рынкам дети - девочки с лотками со сладостями, мальчики с пакетиками и ведрами для мойки машин - привычное явление для Душанбе последних лет.
Оставленные жены
Деньги, которые присылают в страну находящиеся на заработках таджикские трудовые мигранты, спасают миллионы людей от голода, но обрекают на одиночество тысячи женщин.
Особенно тяжело приходится оставленным молодым женщинам с детьми. Многие из них – уроженки села без образования. После развода они остаются без работы и без денег.
В последнее время международные организации стали активно поддерживать проекты, направленные на поддержку покинутых жен мигрантов.
Государство, в свою очередь, начало финансировать краткосрочные курсы по обучению женщин профессиям швеи, парикмахера и кондитера.
Женщины, дети и старики стали основной рабочей силой в тех сельских районах, откуда идет самый большой отток мигрантов. Большинство семей не могут самостоятельно себя обеспечить: мужчины уехали, а женщины физически не справляются с большим объемом сельхозработ.
Последствия кризиса
Согласно новым данным, обнародованным ФМС России, в стране находится 1,8 миллиона граждан Таджикистана, подавляющее большинство из которых приехали на заработки. Число трудоспособных жителей Таджикистана составляет 2,2 миллиона человек.
Положение таджикских трудовых мигрантов значительно осложнилось после принятия российскими властями новых миграционных правил и начала экономического спада в России.
В министерстве труда и занятости населения Таджикистана сообщили, что количество мигрантов, выехавших на заработки в Россию, в 2015 году сократилось на 14%. Вместе с этим уменьшились и суммы денежных переводов, что значительно затрудняет экономическое положение многих семей.
Однако подавляющее большинство трудовых мигрантов, несмотря на ощутимое сокращение доходов в долларовом эквиваленте, Россию не покинули, хотя намного большая часть зарплаты теперь тратится на их собственное проживание в стране.