Три правозащитные организации предъявили перед проведением Диалога ЕС-Таджикистан по правам человека краткий обзор кейсов.
Коалиция неправительственных организаций против пыток в Таджикистане, Хельсинский фонд по правам человека (Польша) и международное партнерство по правам человека (Бельгия) призывают Евросоюз поднять перед властями Таджикистана о случаях применения пыток.
Сегодня в Брюсселе открывается диалог «ЕС-Таджикистан». Правозащитники призвал ЕС поднять на этой встрече вопрос 17-летнего Хушвахта Каюмова, который пытался покончить жизнь самоубийством в результате применения пыток сотрудниками милиции, Шахбола Мирзоева, который стал тяжелым инвалидом в результате неуставных отношений в армии, и Шамсиддина Зайдуллоева, который скончался при подозрительных обстоятельствах, находясь под стражей в апреле 2015 года.
В распространенном заявлении отмечается, что Таджикистан должен немедленно принять законодательные меры, чтобы амнистия не применялась в отношении виновных в применении пыток.
Правозащитники утверждают, что за последние несколько лет власти Таджикистана предприняли ряд «правильных шагов для решения текущих проблем, связанных с применением пыток». В 2012 году Таджикистан внес статью «пытки» в Уголовный кодекс, причем определение пытки соответствует определению, которое содержится в Конвенции ООН против пыток. С тех пор было возбуждено пять уголовных дел по этой статье.
Авторы обращения напомнили, что в своем февральском отчете за 2015 год специальный докладчик ООН по вопросу о пытках выразил обеспокоенность по поводу продолжающегося применения пыток и других видов жестокого обращения, а также по поводу безнаказанности виновных в применении пыток в Таджикистане.
С 2011 года до конца 2014 года члены Коалиции НПО против пыток в Таджикистане ежегодно фиксировали более двух десятков случаев мужчин, женщин и детей, которые предположительно подвергались пыткам и другим видам жестокого обращения. Коалиция зарегистрировала 12 подобных случаев за первые четыре месяца 2015 года.
«Официальное расследование было возбуждено лишь в нескольких случаях, а во многих случаях - несмотря на то, что наличие пыток или других видов жестокого обращения, казалось бы, было подтверждено, по крайней мере, частично, - проведено лишь дисциплинарное производство. Считается, что многие жертвы пыток не подавали жалобы из страха расправы», - говорится в заявлении.
Коалиция НПО против пыток в Таджикистане, Хельсинский фонд по правам человека (Польша) и Международное партнерство по правам человека (Бельгия) предъявили Европейской службе по внешним делам краткий обзор кейсов перед проведением Диалога ЕС-Таджикистан по правам человека.
В обзоре подробно изложены дела Хушвахта Каюмова, Шахбола Мирзоева и Шамсиддина Зайдуллоева, а также выделены три основные проблемные сферы, которые способствуют укоренению пыток в Таджикистане.
В частности, сохраняющаяся практика содержания под стражей в полной изоляции в начале задержания, отсутствие независимого механизма расследования, а также снисходительный подход к виновным в применении пыток, закрепленный в национальном законодательстве.