В Таджикистане спустя 20 лет после подписания Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания по-прежнему распространены пытки. Об этом говорится в распространенном во вторник заявлении, который подготовлен коалициями против пыток в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, Хельсинкским фондом по правам человека (Польша) и Международным партнерством по правам человека (Бельгия) – инициаторами – совместно с Международной Амнистией и Всемирной организацией против пыток (ВОПП).
В документе отмечается, что с 2011 по 2014 год членами Коалиции НПО против пыток в Таджикистане зафиксировано свыше 100 случаев, когда мужчин, женщин и детей предположительно подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения. Виновники таких преступлений привлекались к ответственности только в исключительных случаях. Правозащитные организации совместно приняли настоящее официальное заявление, обоснованно полагая, что многие жертвы пыток не подали жалобу из опасений расправы.
Среди десятков случаев жестокого обращения, зафиксированных НПО в Таджикистане за последние годы, есть дело Самандара Джалолзода. По имеющимся сведениям, вечером 4 декабря 2014 года молодой человек ожидал своего деда на улице родного города Пенджикента, когда его неожиданно схватили полицейские и затащили в полицейскую машину. Когда дед подошел к полицейской машине узнать, за что задержали его внука, офицер резко завел машину и по имеющимся сведениям ударил его так, что тот упал и получил кровоточащие телесные повреждения. Полицейские увезли Самандара Джалолзода в отделение полиции города Пенджикента, где офицеры предположительно били его бутылкой воды и били ногами в кабинете на третьем этаже. Благодаря вмешательству отца Самандара Джалолзода, полиция отпустила его сына в тот же вечер без предъявления обвинений. 5 декабря Самандар Джалолзода написал жалобу на жестокое обращение сотрудников полиции, которое его родители лично передали в Согдийскую областную прокуратуру в тот же день. Судмедэксперт осмотрел Самандара Джалолзода 10 декабря и зафиксировал у него телесные повреждения. 7 января 2015 года прокуратура города Пенджикента сообщила Самандару Джалолзода, что на основании его заявления о применении пыток уголовное дело открываться не будет. Жалоба на это решение, подготовленная его адвокатом, в данный момент находится на рассмотрении в Согдийской областной прокуратуре.
«Очевидно, что Таджикистан должен предпринять больше усилий, чтобы искоренить пытки, - говорится в заявлении. - К двадцатилетию вступления в силу Конвенции против пыток властям следует обеспечить проведение тщательного, объективного и независимого расследования дела Самандара Джалолзода, и предать правосудию лиц, ответственных за жестокое обращение с ним».
Кроме того, авторы доклада отмечают, что властям следует в срочном порядке выполнить рекомендации, изложенные в докладе «Таджикистану требуется больше усилий для искоренения пыток». Данный доклад подготовлен правозащитными группами к двадцатой годовщине вступления в силу Конвенции в Таджикистане.
В докладе речь идет о серьезных недочетах и слабых местах законодательства и институциональной структуры. В нем освещаются практики, которые продолжают способствовать широкому распространению пыток в Таджикистане и фактической безнаказанности лиц, совершающих такое преступление. Среди прочего, в докладе акцентируется внимание на отсутствии достаточных правовых гарантий, которые были бы доступны для задержанных во время содержания под стражей до суда, и возможности реализовать в установленном порядке уже существующие гарантии; поднимается проблема отсутствия независимого механизма для расследования заявлений о пытках, а также необходимости проводить регулярные, независимые, внезапные и беспрепятственные проверки мест содержания под стражей по всему Таджикистану.
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция против пыток) вступила в силу в Таджикистане 10 февраля 1995 года. Присоединяясь к Конвенции, власти Таджикистана взяли на себя обязательство защищать всех, кто находится под их юрисдикцией, от пыток и других видов жестокого обращения, отобразить в законодательной базе и обеспечить соблюдение на практике принципов, изложенных в Конвенции, взаимодействовать с Комитетом против пыток и выполнять его рекомендации.