В середине мая, придя к банкоматам за своими законными пенсиями, многие пенсионеры по инвалидности испытали шок. Бездушные аппараты денег не выдавали, равнодушные сотрудники сберкасс советовали обратиться в собесы, а те перенаправляли их в Государственную службу медико-социальной экспертизы - на подтверждение инвалидности…
Хождение по мукам
В минувшую пятницу - а медкомиссия по традиции заседает только по пятницам - с утра надвигалась гроза, собирался дождь. Атмосфера в здании Государственной службы медико-социальной экспертизы, которую по привычке называют ВТЭК, соответствовала погоде. В полутемном холле сидели люди с мрачными лицами. Прием начался в 8:30. Несколько десятков человек сохраняют внешнее спокойствие, а человек 15 столпились в узком коридоре, ведущем в кабинет, где врачебная комиссия проводит переосвидетельствование.
В руках у сотрудника ВТЭК списки. Они магнитом притягивают к себе: кто-то протягивает руку в надежде перехватить их, кто-то пытается протиснуть голову и отыскать свою фамилию. Люди не на шутку взволнованы. Во-первых, потому что не смогли получить пенсии. Во-вторых, потому что боятся: комиссия по назначению пенсий может снять инвалидность совсем или перевести их в другую группу инвалидности.
Согласно статье 27 Закона РТ «О пенсионном обеспечении граждан», инвалидам I и II групп трудовая пенсия по инвалидности назначается в размере 70% их заработка, а инвалидам III степени - в размере только 50%.
Перекрывая другие, раздается женский голос: «В списке 73 человека!» Этот возглас добавляет нервозности: кто-то громко вздыхает, кто-то качает головой, кто-то продолжает невозмутимо перебирать четки. Кто-то спрашивает у соседа: «Успеют ли всех принять сегодня?». Пожилая женщина не то радуется, не то печалится: «Я в списке 25-я!» Самые импульсивные беспокойно нарезают круги от желанной двери до скамейки и обратно. Публика очень разная: молодые ребята с признаками ДЦП, седобородые старики, колясочники. Кто-то постанывает, не находя спасения от боли: в непогоду застарелые раны ноют.
Время от времени дополнительную нервозность создают те, кто пытается проскочить без очереди. Персонал ВТЭК, пытавшийся навести порядок, безмолвствует. Обстановку не могут разрядить и два чайника с горячим чаем и несколькими пиалами, которые появились на журнальном столике между продавленными, потертыми скамейками. Примерно к 10 часам персонал берет ситуацию в руки: начинают вызывать по фамилиям.
Цветущая с виду женщина сразу откликается на мой вопрос «Какая у вас инвалидность?». «У меня - невралгия! Искривление позвоночника, руки постоянно трясутся и не слушаются. Когда скончался муж, впала в депрессию. Лечилась долго. До пенсии по старости оставалось 8 месяцев, с работы «попросили», сказали, не справляюсь. Написала заявление об уходе и оформила пенсию. Поскольку я работала на высокооплачиваемой работе, мне назначили пенсию по инвалидности 1300 сомони. Еще даже не успела получить первую пенсию, как в мае заблокировали пластиковую карточку. Сказали, что нужно пройти переосвидетельствование. Вчера здесь же прошла осмотр специалистов: кардиолога, невропатолога. Сегодня пришла на комиссию».
Стоявший рядом и невольно подслушавший наш разговор мужчина присоединяется к беседе: «Мне 72 года. Инвалидность у меня с 1995 года. Получаю пенсию три тысячи сомони. Сейчас каждые полгода прохожу переосвидетельствование. Надоело уже! У меня диагноз «сахарный диабет», есть сопутствующие болезни. Врачи в больницах и поликлиниках смеются надо мной, когда хожу к ним за выпиской для ВТЭК, говорят: "20 лет был инвалидом, теперь за полгода излечился что ли?"»
«Иначе вы не придете»
Позже, пытаясь выяснить, почему были заблокированы пластиковые карточки инвалидов, мы позвонили в ряд инстанций. В отделе по социальному обеспечению одного из районов столицы нам ответили: «Уже не первый раз за последние два года ВТЭК без предупреждения блокирует карточки пенсионеров по инвалидности, получающих пенсию свыше одной тысячи сомони. Почему они это делают, нам неизвестно и непонятно. Именно нам приходится отдуваться за них, потому что первые, к кому обращаются инвалиды с жалобами и вопросами, это собесы. Это вносит путаницу и нервозность в нашу работу».
Ситуацию с переосвидетельствованием инвалидов прокомментировал чиновник одной из госструктур, пожелавший остаться неназванным: «История с подтверждением инвалидности раз в полгода началась после того, как распоряжением президента РТ с 19 ноября 2013 года вопросы пенсионного обеспечения граждан РТ были переданы из ведения Министерства труда и социальной защиты населения Государственному агентству социального страхования и пенсий при правительстве РТ. Может, это их самодеятельность?» Однако, по словам руководителя управления Государственного агентства социального страхования и пенсий при правительстве РТ Абдулхакима Исматова, они не имеют никакого отношения к блокировке пластиковых карточек инвалидов. «Это инициатива ВТЭКа», - сказал в телефонном интервью «АП» А.Исматов.
Следует отметить, что в Закон РТ «О пенсионном обеспечении граждан РТ», принятый в 1993 году, в разные годы было внесено более 10 поправок. В статье 32 Закона написано: «Пенсии назначаются на все время инвалидности, установленной Государственной службой медико-социальной экспертизы. Инвалидам - мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет пенсии по инвалидности назначаются пожизненно». В этой же статье указано, что «переосвидетельствование этих инвалидов производится только по их заявлению», а не по инициативе ВТЭК, как это происходит сейчас. Даже при беглом осмотре было видно, что большинство посетителей комиссии в тот день были людьми пожилого возраста, большинству из них было уже далеко за 60-70!
«Инициаторы этих экспертиз посчитали, - поясняет источник, - что инвалиды, перенесшие те или иные травмы, со временем могут восстановить свое здоровье, поэтому с них можно снять инвалидность». Однако как быть с теми инвалидами, здоровье которых не может восстановиться ни через полгода, ни через десять лет? Зачем им проходить экспертизы каждые полгода?
Когда уже треть посетителей прошла комиссию и разбрелась по своим делам и обстановка несколько разрядилась, женщина в инвалидной коляске задала вопрос одному из сотрудников ВТЭК: «Почему же все-таки заблокировали карточки? Неужели нельзя было как-то иначе собрать нас или оповестить о переосвидетельствовании?» На что мужчина с хитрой улыбкой победителя ответил: «Ну что делать, если инвалиды по первому требованию не являются?! А как заблокировали карточки, так все пришли!»
Комиссия на глаз
Как же проходит само освидетельствование? Спрашиваем у тех «счастливчиков», которые уже прошли экспертизу. Им подтвердили инвалидность, а значит, они и дальше будут получать свои пенсии без изменений. «Как проходит комиссия? – переспрашивает женщина с невралгией. - Сидит в большом кабинете человек двадцать. Они просмотрели мои документы, увидели руку, что она постоянно трясется, и все. Подтвердили инвалидность». Женщина - инвалид по зрению: «Сидят много-много человек, не знаю, сколько их было. Я же вижу только силуэты. Один позвал меня по имени, я даже не поняла, с какой стороны меня позвали, и не повернула голову в его сторону, так они и убедились, что я не вижу!»
Судя по этим рассказам, освидетельствование проходит чисто формально. Да и реально ли при тщательной экспертизе пропустить более 70 человек за день? Так зачем же проводятся эти экспертизы, по словам инвалидов, два раза в год?
Естественно, что сейчас, когда они уже прошли экспертизу и им подтвердили их статус, больше всего их интересует вопрос, когда же теперь разблокируют карточки. Слышится шепот: «Хорошо, если после 15 июня. Потому что сначала ВТЭК должна передать списки в собес, там еще какое-то время их продержат. В общем, месяца два пенсий не увидим!»
Тех ли проверяли?
Проверки законности или незаконности начисления пенсий по инвалидности начались в прошлом году. Об их результатах в начале года отчитался президент и экс-глава антикоррупционного ведомства Абдуфаттох Гоиб.
Так, в течение 2014 года 37 тыс. 548 пенсионеров прошли медэкспертизу на выявление группы инвалидности. Была приостановлена группа инвалидности у 10 тыс. 827 человек - это 30% от общего количества инвалидов, зарегистрированных в стране. Из них 7 тыс. 46 человек оказались полностью здоровы. Остальные незаконным образом меняли группу инвалидности, переходя из одной в другую. Общая сумма ущерба, по подсчетам антикоррупционного агентства, составила 14 млн 718 тыс. сомони. По словам Гоиба, те люди, которым была незаконно назначена пенсия по инвалидности, должны будут вернуть государству все полученные средства.
Президент в середине февраля сообщил, что из общего числа пенсионеров 165 тыс. составляли пенсионеры по инвалидности, которым в год выплачивается 465 миллионов сомони. Президент подчеркнул, что в отдельных случаях высокие пенсии по инвалидности оформлены в нарушение норм законодательства, имеются факты начисления пенсий лицам, ушедшим из жизни. По состоянию на 1 января текущего года ушедшим из жизни пенсионерам незаконно начислено свыше 797 тыс. сомони.
Глава государства особо отметил, что на сегодняшний день выявлено 24 случая оформления высоких пенсий по инвалидности по фиктивным документам, в результате чего бюджет страны получил ущерб в размере 1 млн 320 тыс. сомони. Он также привел примеры получения незаконных пенсий по инвалидности. Пенсии отдельных лиц, которые президент приводил в качестве примера, варьировались от 4 до 6 тыс. сомони в месяц. По данным СМИ, у особо «привилегированных инвалидов» суммы пенсий доходили до 18 тыс. сомони.
Но только в очереди ВТЭК они не стояли, там толпились в основном те, для кого пенсия по инвалидности - единственное средство к существованию.