В свои девяносто лет он по-прежнему бывает на всех премьерах киностудии «Таджикфильм», церемониях открытия Международного кинофестиваля «Дидор», живо интересуется делами национального кино и телевидения, руководит проектами киностудии «Синамо». Он все такой же страстный болельщик, читает издания местной прессы, живо интересуется политикой, вникает во все нюансы творчества своих взрослых детей, угощает гостей собственноручно приготовленным великолепным пловом. 9 мая он отмечает годовщину Победы и свой день рождения.
По биографии Обида Хамидовича Хамидова можно изучать историю страны. После окончания средней школы он работал ответственным секретарем газеты «Варзоби нав», инструктором Комитета по радиовещанию.
А потом была война. Его призвали в марте 1945 года, служил он в танковом полку, в батальоне связи. Воевал в Румынии, Чехословакии, Новороссийске. Демобилизовался он в 1950 году. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, юбилейной медалью «30 лет Победы над Германией».
9 мая, в день победы, в одном из боев он подорвался на мине, но судьба была благосклонна к нему. Он остался жив. С тех пор День Победы для Обида Хамидовича – двойной праздник. В этот день он отмечает и свой новый «день рождения».
Образование, как у многих представителей просвещенной интеллигенции той эпохи - это Университет марксизма-ленинизма (1952), Республиканская партшкола при ЦК КП Таджикистана (1953), Душанбинский педагогический институт (1962).
Работал сначала, как это тогда называлось, на культурном фронте – заместителем председателя по культмассовой работе в столичном клубе. Потом пошел по партийной линии: был инструктором отдела пропаганды и агитации горкома КП Душанбе, а позже - ЦК КП Таджикистана. Наверняка он мог сделать блестящую карьеру на этом поприще. Но, учитывая идеологическую подготовку, организаторские способности и творческий потенциал Обида Хамидова, правительство поручило ему создать республиканское телевидение.
За плечами Обида был опыт работы в газете и культурном очаге того времени – клубе. Но самой большой потаенной любовью молодого человека было кино. Волей случая в 1942 году, когда в Душанбе была эвакуирована киностудия «Союздетфильм» (впоследствии – знаменитая студия имени Горького), его взяли ассистентом оператора на производство фильма «Принц и нищий». Юношу заворожило таинство создания кинокартины. В ту пору ему больше всего хотелось работать в кинематографе, но не сложилось, т.к. вскоре студия уменьшила объемы производства, и оставили только специалистов…
Будучи человеком обязательным, ответственным, Обид Хамидович приступил к работе на национальном телевидении, выполняя одновременно обязанности зампредседателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию. Директор Хамидов начинал создавать многопрофильную систему телевещания с нуля. В первую очередь, он собрал команду единомышленников, и первыми в нее вошли Ибрагим Рахматов и Акбар Джураев. Так как специалистов этой отрасли в республике не готовили, пришлось обратиться к помощи профессионалов из Ташкента.
Приглашенные специалисты внесли неоценимый вклад в основание и становление таджикского телевидения. Но Обид Хамидович не мог себе позволить руководить процессом, который не изучен им до мельчайших деталей. И он решил: надо ехать в Ташкент и самому вникать во все тонкости процесса производства телевизионного вещания. Тут сошлюсь на рассказ героя нашего повествования.
- У нас с Узбекистаном в те годы были самые тесные и теплые отношения, особенно, в сфере культуры. Многие наши актеры и режиссеры обучались в Ташкентском театрально-художественном институте имени А.Н.Островского, снимались на «Узбекфильме». Узбекские коллеги участвовали в создании картин «Таджикфильма». Музыканты, певцы, танцоры давали концерты в обеих республиках, и их одинаково тепло встречали в Душанбе и Ташкенте. Неудивительно, что, когда я приехал на Ташкентскую студию телевидения, приняли меня радушно, только имя узнали, даже документов не спросили. Я лишь объяснил цель своего визита, и передо мной открылись двери всех студий, аппаратных, технических служб.
За пять лет Обид Хамидович полностью укомплектовал штат творческих и технических работников, отладил структуру работы телевидения. Была благоустроена и территория телестудии: посажены деревья, разбиты клумбы. А еще за этот период было построено четыре жилых дома по 16 квартир каждый для работников телевидения и радио.
Самое пристальное внимание обращалось сетке вещания – Обид Хамидович справедливо считал, что телевидение должно быть не только новостным и развлекательным. В программах учитывался возраст зрителя, было много познавательных программ.
И вот когда уже все отлажено, работает ритмично, Обида Хамидовича направляют на строительство нового комплекса киностудии. В том же, 1964 году его назначают директором «Таджикфильма».
Обид Хамидович с воодушевлением взялся за новое масштабное дело. Были построены съемочные павильоны и загородная натурплощадка в местечке Симиганч. Один за другим вступали в строй технические цеха. Собирался автопарк машин. В тот же период оснастили звукоцех, который со временем станет одним из лучших в Советском Союзе. Период его директорства был плодотворным: именно тогда зрители страны и мира увидели наши знаменитые фильмы - «Ниссо» (1966), «Смерть ростовщика»(1966), «Под пеплом огонь» (1967), «Сказание о Рустаме» (1970), «Рустам и Сухроб» (1971) и многие другие. Ежегодно снималось более 20 документальных фильмов, каждый месяц выходил киножурнал. Обид Хамидович сделал все, для того чтобы коллективу студии было удобно и комфортно работать. В четырехэтажном здании работал грузовой лифт, костюмерная обладала уникальной коллекцией одежды. Построили столовую, открыли буфет, медпункт, автобус развозил по домам работников. Неподалеку от киностудии построили жилой дом с квартирами улучшенной планировки. Все, что было создано в те времена, служило и продолжает служить не одному поколению таджикских кинематографистов.
Особой гордостью директора была территория студии – цветущий сад, роскошные цветочные клумбы. А на знаменитом футбольном поле часто проводились соревнования.
Обид Хамидович по сей день с пристрастием наблюдает за студийной жизнью и принимает в ней участие – советом, обсуждением выпускаемых картин. Говорит: «Вот пришел толковый директор Носир Саидов, который хорошо понимает и развивает сложный студийный организм, возвращает ему первоначальный смысл. Душа радуется от того, что возрождается «Таджикфильм».
После «Таджикфильма» О.Хамидов некоторое время работал директором Академического театра драмы имени А. Лохути (1972-1978 гг.), Государственного ансамбля танца «Лола» (1978-1979), музыкальных коллективов и танцевального ансамбля «Зебо» при Госкомитете телевидения и радиовещания (1979-1988). А потом возвратился в свой любимый кинематограф.
Здесь опять требуется отступление. У Обида Хамидовича три сына – Олим, Толиб и Окил. Все они окончили ВГИК, но разные факультеты: Олим – киноведения, Толиб – режиссуры, Окил – операторский. Киношники шутили, мол, Хамидов создал из семьи собственную полноценную киногруппу. И даже горячо любимая мама Фатхия Икрамовна Икрамова - профессор Таджикского Государственного педагогического института имени С. Айни, всегда была для них главным консультантом и самым строгим критиком. Братья работали на «Таджикфильме». Олим – редактором сектора хроники, потом редактором сатирического киножурнала «Калтак». Освоил он и другие кинематографические профессии: сценариста, режиссера документальных фильмов и киножурналов. Толиб сначала был режиссером документального кино, а потом и игрового. Окил снимал художественные фильмы. Действительно, на нескольких картинах братья работали вместе, например, документальных «Памирская элегия» (1988), «И такова жизнь» (1989), художественном фильме «Идентификация желаний» (1990). Наверняка, они могли бы и дальше создавать картины «семейным подрядом» мощной творческой группой, но…
В конце 80-х - начале 90-х годов в национальном кинематографе начался кризис. Однако Обид Хамидович не стал сидеть, сложа руки, и предаваться печали по поводу того, что все построенное и отлаженное медленно разрушается. И в 1989 году он основал первую в Таджикистане частную кинокомпанию «Синамо».
В 1990 году на «Синамо» был запущен в производство первый художественный фильм «Чужая игра» (режиссер Ф. Абдуллаев, оператор О. Хамидов). Спустя два года вышел фильм «Джосус» (Лазутчик) режиссера Б. Садыкова и оператора Р. Ибрагимова. Затем были сняты картины «Любовь через 100 лет» (1992 г., режиссер М. Касымова, оператор О. Хамидов), «Остров» (1993 г., режиссер Б. Садыков, оператор Р. Ибрагимов). В 1995 году созданы фильмы «Имам Аль-Бухари» (режиссер Б. Садыков, оператор Р. Ибрагимов), спустя год – «Присутствие» (режиссер Т. Хамидов, операторы О. Хамидов, Г. Дзалаев, Р. Мухамеджанов, З. Исроилов). В картинах кинокомпании «Синамо» снимались замечательные таджикские и зарубежные актеры - Ато Мухаммеджанов, Мухаммад-Али Махмадов, Софико Чиаурели, Дилором Камбарова, Хаджадурды Нарлиев, Матлюбо Олимова, Гуна Гайника и многие другие. За время существования кинокомпания выпустила огромное количество документальных фильмов, в создании которых приняли участие братья Хамидовы и много других таджикских кинематографистов. Обид Хамидович по сей день руководит этой студией.
Вот такой он, сын Победы, который в этот святой для всех нас день справляет два праздника – светлую дату окончания войны и день своего второго рождения. По всей жизни Обид Хамидович прошел как победитель: он всегда преодолевал обстоятельства, препятствия, само время. В свой солидный возраст он сохранил ясность ума, мальчишеский азарт, увлеченность любимым делом. Долгие лета вам!