В этом году ученому-педагогу, внесшему весомый вклад в строительство и развитие Таджикистана, в национальную культуру, просвещение и подготовку профессиональных кадров Арда КУВВАТОВУ исполнилось бы сто лет. Сегодня мы расскажем о его жизни и деятельности.
Есть категория людей, которые не принадлежат себе, своему роду, племени, народу, они принадлежат всему человечеству. Кто бы мог подумать, что маленький мальчик, родившийся в 1914 г. в бедной семье в отдаленном горном кишлаке Чакарбулак кишлачного совета Пушинг Кангуртского района (в наст. вр. джамоат Пушинг Дангаринского района Хатлонской области), станет известным педагогом и просветителем?
Арда Кувватов принадлежит к поколению, которое ещё на заре советской власти было вдохновлено романтизмом и идеей строительства новой жизни. Он решил посвятить себя трудной и ответственной профессии учителя.
Бескрайные холмистые просторы и горы Кангурта издавна привлекали людей. Здесь в местечке Огзи-Кичик была древняя стоянка людей. Рядом с ней впоследствии появились густонаселенные кишлаки: Арпабулок, Тутбулок, Чакарбулок, Шаршар, Пушинг. В начале прошлого века, с установлением советской власти, здесь образовался Кангуртский район, в основном заселённый карлуками и таджиками. В тридцатых годах прошлого века здесь, на юге Таджикистана, началось строительство новой жизни - коллективизация, восстановление и развитие народного хозяйства, организация колхозов, артелей и ликбезов, - которое шло параллельно с борьбой против басмачества.
В первые годы социалистического строительства повсеместно создавались школы и интернаты, в первую очередь для детей-сирот. Большинство воспитанников интернатов стали знаменитыми людьми, достойными своего времени и страны. К числу таковых относится и Арда Кувватов, учёный, просветитель, педагог и просто ЧЕЛОВЕК. Кстати, Арда в переводе означает «правильность», «чистоплотность», «преданность» (дурусти, рости, поки, тавонгари, тавонои).
Когда Арде было всего 4 годика, он остался круглым сиротой, и его воспитывали дедушка с бабушкой. До 1929 г. он учился в интернате в Кангурте, а потом его как способного ученика отправили учиться сначала в г.Ташкент, в школу Таджикинпроса, а с 1930 по 1934 г. он продолжил учебу в педагогическом техникуме в г. Бухаре. Вернувшись из Бухары, он стал работать учителем в школе в родном районе. В 1936 году поступил в Сталинабадский педагогический институт, окончил его в 1940 г. и был направлен на работу в педучилище г. Ура-Тюбе (ныне Истаравшан).
Когда началась Великая Отечественная война, его в числе первых призвали на фронт. Такие, как он, просветители на фронте нужны были как воздух. С 25 июля по декабрь 1941 года он прошел подготовку в Харьковской военной академии Минобороны СССР. Затем его призвали в штаб 34-го полка рабочего городка Арск под Казанью, потом в Москву, а дальше - передовая линия фронта, военные операции под Ленинградом и у реки Волхов в составе 52-й армии. На войне как на войне - удачи, неудачи, наступления, отступления чередовались между собой, а потом было окружение и плен – сначала в Каунасе, а потом в Германии, в лагере, работа на угольной шахте около г. Биттерфельд, потом 2 года в лагере под г. Домичи, где находилось 250 пленных офицеров советской армии. После освобождения в апреле 1945-го начались госпроверки в Оренбурге, Житомире, Воронеже, пришлось пройти и через эти испытания. Сталинский режим строго карал военнопленных, их считали изменниками Родины. Его исключили из партии, которой он был всегда верен и служил честно всю свою жизнь. Долго пришлось потом доказывать, что попал в плен не специально, не предавал Родину. Сколько было переживаний. Может быть, все это сказалось на его недолгой жизни? Благо, что после изнурительных проверок его не репрессировали, а наоборот, реабилитировали и восстановили в партии. Тысячи безвинных людей были реабилитированы в 50-е гг. Несмотря на прессинг и давление, он не пал духом. Смелость и отвагу он унаследовал от своих предков.
Вернувшись домой, он занялся самой мирной профессией на свете: работал учителем в школах, училищах, интернатах Куляба, Шахринау, Нурека, Дангары, Ховалинга, Сталинабада. С 1958 по 1968 г. преподавал психологию в Таджикском государственном университете им. В.И.Ленина (ныне ТНУ). С 1968 по 1974 г. работал старшим преподавателем на кафедре истории КПСС ТГУ (ТНУ) и занимался научно-исследовательской работой. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории культурно-просветительских учреждений в Таджикистане, а в 1973 г. ему было присвоено звание доцента кафедры. В 1974 г. перешел на работу заведующим кафедрой библиотечного дела в открывшийся Институт искусств (ныне им. Мирзо Турсун-заде), где успел принять первых студентов на обучение по специальности «библиотековедение». Его не стало 27 февраля 1975 г.
Учёный собрал и обобщил разнообразные материалы (справки, доклады, отчёты) из архивов Вахшского района и города Куляба, проанализировал деятельность Республиканского историко-краеведческого музея имени К.Бехзода, городских отделов культуры, парков культуры и отдыха городов Душанбе и Курган-Тюбе, Книжной палаты и общества «Знание». Тогда Компартия и Советское правительство уделяли особое внимание развитию культурно-просветительской работы. Действительно, в решении важной задачи воспитания молодёжи огромную роль играли культурно-просветительские учреждения: Дворцы и Дома культуры, клубы, библиотеки, музеи, народные университеты, парки культуры и отдыха, красные уголки и др. Работники этих учреждений, в отличие от нынешних, активно участвовали в повышении сознания трудящихся масс, приобщая их к созидательной жизни.
Анализируя культурно-просветительские учреждения, сам Арда Кувватов все время занимался просветительской работой. Сама его жизнь была образцом для подражания. Вышедший из интернациональной тюркско-карлукской и таджикской среды, он воспитывался в духе высокого патриотизма и интернационализма. Вся его жизнь была связана и направлена на идейно-воспитательную и просветительскую работу. Педагог-психолог с большой буквы, истинный профессионал, воплощение большой человечности и высших моральных качеств. Многие молодые преподаватели – его ученики, – работая рядом с устодом, постоянно пользовались его доброжелательными советами. Как педагог, он научил своих студентов мыслить, познавать мир, любить и постигать выбранную ими профессию, быть достойными людьми в обществе. У него всегда было живое общение со студентами. Его до сих пор помнят ученики и студенты (шогирды), которые учились у него в то время. Отзываются о нем с большой теплотой; говорят, что он относился к ним как к своим детям, а они к нему - как к своему отцу, наставнику. Он даже ходил с ними в свободное время на стадион Фрунзе болеть за любимую команду «Энергетик» («Памир» в наст. вр.), в общем, был своим человеком, очень добрым, светлым, порядочным, веселым, но и строгим в отношении учебы. Те, кто его помнят, отмечают, что он был хорошим преподавателем, Учителем с большой буквы и замечательным человеком. Очень много сил он отдавал общественной и воспитательной работе с молодежью. Еще он был самым лучшим отцом и семьянином.
Как истинный педагог и просветитель, Арда Кувватов вырастил целую плеяду учеников, которые достойно продолжают его дело. Это доктора философских наук Кароматулло Олимов, Ахмаджон Мухаммадходжаев, учёные Саида Шукурова, Кудратбек Элчибеков, Гияс Кадыров, его дочь Кувватова Алла Ардаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории журналистики и электронных СМИ РТСУ, племянник Саидкул Тагоев, преподаватель кафедры таджикской филологи Дангаринского государственного университета, и др., которых знают не только в нашей республике, но и за ее пределами.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения учёного, педагога-просветителя Арды Кувватова. Светлая и добрая память о нём будет жить в сердцах людей доброй воли.
Между тем:
Этнокультурный центр карлуков Таджикистана, Таджикское общество культуры и связей с зарубежными странами (ТОДКС) совместно с администрацией ТНУ 12 декабря 2014 года собираются провести вечер памяти и научно-практическую конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения учёного. Такие конференции, думается, проведут и на его родине в Дангаринском госуниверситете, куда он вложил немало сил и труда для развития образования, и в Институте искусств и культуры имени Мирзо Турсун-заде.