В Таджикистане 6 309 ВИЧ-инфицированных, и, по данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД МЗиСЗН РТ, их число быстро растет. Зачастую заражению подвергаются дети.
1 декабря 1988 года впервые отмечался Всемирный день борьбы со СПИДом. И в этот день принято говорить о СПИДе, вспоминать и оплакивать тех, кто уже умер или смертельно болен, говорить о масштабах трагедии и о том, что эта чума 20-го, а теперь уже и 21-го века угрожает существованию человечества.
Затянувшаяся экспертиза
В прошлые годы мы рассказывали об историях детей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, в серии публикаций: «Ребенка заразили ВИЧ в больнице?», «Моего сына заразили СПИДом!», «Опять ребенка заразили ВИЧ…» и «ВИЧ. Еще один зараженный ребенок».
Истории детей практически одинаковы. Простуда, лечение пневмонии в 11-м корпусе Национального медцентра, именуемого в народе Караболо, увеличение лимфоузлов, повышенная температура. Анализ крови и – ВИЧ! У родителей и братьев и сестер в семье ВИЧ не выявлен.
- Где и когда дети заразились, мы точно не знаем. Но считаем, что единственный вариант - заражение в лечебном учреждении, - утверждают родители. Сейчас дети живут обычной жизнью. Об их диагнозе знают только в столичном центре ВИЧ/СПИД, где детей наблюдают и где выписывают им лекарства, и в прокуратуре, ведущей расследование по уголовному делу.
В начале прошлого года прокуратура столичного района Сино возбудила уголовное дело по ст. 125 (Заражение ВИЧ-инфекцией) УК РТ по фактам заражения ВИЧ-инфекцией нескольких детей - героев наших публикаций. Производство по четырем фактам объединено в одно дело, следствие продолжается.
Салим Халимов, отец одного из героев нашей публикации (имя изменено по этическим соображениям), рассказал, что в ходе проведения следственных мероприятий с ним беседовал следователь прокуратуры.
«Минздрав официально рассылает отписки о невозможности определения времени и места заражения ребенка. Я больше чем уверен, что моего ребенка заразили в столичной больнице, где он проходил лечение, через донорскую кровь и мединструменты», - говорит родитель ВИЧ-инфицированного ребенка, подчеркивая, что по результатам тестирования ни у кого в его семье, кроме маленького сына, ВИЧ-инфекция не обнаружена.
Прокурор района Сино Баходур Хомидов в интервью «АП» рассказал, что в рамках уголовного дела сейчас назначена экспертиза с привлечением экспертов медико-санитарной части 201-й российской военной базы.
«Сейчас мы ждем результатов этой экспертизы, по результатам которой будет принято решение о дальнейшем ходе следствия по данному делу. В этом деле много неясных моментов. Неизвестно, где произошло заражение детей, в Караболо только выявили их заболевание. Детей лечили и в лечебных учреждениях Варзобского района, района Рудаки и города Душанбе, а потом уже они были госпитализированы в Караболо. Все доноры в Караболо опрошены, установлено, что никто из них не является ВИЧ-инфицированным. Не знаю, но почему-то лаборатория 201-й РВБ затягивает сроки выдачи результатов экспертизы», - говорит районный прокурор.
По словам Гульчехры Холматовой, адвоката пострадавших семей, экспертиза по данному делу затягивается по единственной причине - родители инфицированных детей поздно обратились за помощью.
«Обратись они сразу после выявления факта заражения, то по делу уже было бы принято решение. Прокуратура Сино обещает, что они найдут виновных и привлекут их к ответственности. А по вопросу затягивания сроков экспертизы прокуратурой района Сино мы обратились с жалобой в Генеральную прокуратуру, но пока не получили ответа», - говорит Холматова.
Дети сейчас чувствуют себя неплохо, регулярно обследуются и получают медикаментозное лечение в центре СПИДа. А их родители надеются на объективное расследование уголовного дела и наказание виновных лиц.
Вне групп рисков
Республиканский центр по ВИЧ/СПИД находится в одном из зданий, примыкающих к территории Диагностического центра, совсем неприметном, скорее всего, чтобы туда не заглядывали случайные люди. На улице у открытой лестницы среди посетителей дети с родителями, прилично одетые люди на дорогих авто.
- На самом деле ВИЧ в Таджикистане давно уже вышел за пределы так называемых групп риска, которые составляют инъекционные наркоманы, проститутки, заключенные, гомо- и бисексуалы и мигранты, не имеющие доступа к медобслуживанию. В Таджикистане, по данным Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИД МЗиСЗН РТ, на 1 октября 2014 года, начиная с 1991 г., официально зарегистрировано 6309 случаев ВИЧ-инфекции. За этот же период в стране умерло 1146 человек от заболеваний, связанных с ВИЧ. В январе – сентябре 2014 года в республике было выявлено 759 новых случаев ВИЧ, из них 348 – у женщин, - излагает сухие факты заведующая диспансерным отделом ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом» Зухра Нурляминова.
По ее словам, проблема ВИЧ/СПИДа касается не только уязвимых групп, но представляют угрозу для всего населения Таджикистана, поэтому обеспечение всеобщего доступа населения к профилактике, лечению, уходу и поддержке особенно важно в современных условиях.
- Из всех зарегистрированных больных почти 70% - молодые люди в возрасте от 19 до 39 лет, то есть это потенциально трудоспособные граждане брачного возраста, и это вызывает беспокойство, - говорит врач. - Наиболее уязвимыми группами риска всё ещё являются люди, употребляющие инъекционные наркотики (ЛУИН), работницы коммерческого секса (РКС), мужчины, имеющие секс с мужчинами (МСМ). Для этих категорий граждан в стране создано 40 центров по ВИЧ/СПИД, где специалисты проводят профилактику, консультирование и тестирование на ВИЧ, проводят АРВ-терапию и лечение оппортунистических инфекций. Создан также 51 пункт доверия, где ЛУИН могут произвести обмен игл и шприцев, получить консультирование по вопросам ВИЧ и инфекций, передающихся половым путём (ИППП), провести лечение заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП), и доконсультационное тестирование на ВИЧ. Кроме этого, в стране создано 26 дружественных кабинетов для РКС, где распространяются презервативы, проводится консультирование, лечение; также имеются 6 дружественных кабинетов для МСМ, где им также оказывается всесторонняя помощь - от раздачи презервативов до лечения ВИЧ, ЗППП».
З. Нурляминова указывает, что в зоне риска находятся также и трудовые мигранты, для которых в Таджикистане создано 45 дружественных кабинетов, где проводится консультирование по вопросам заражения ВИЧ и ИППП.
- Для продления и улучшения качества жизни ВИЧ-инфицированных в Таджикистане действует шесть клиник, в том числе одна для детей, где проводится АРВ-терапия и стационарное лечение оппортунистических инфекций. Сегодня своевременно выявленная ВИЧ-инфекция - уже не приговор для больного, и при правильно подобранной антиретровирусной терапии (АРТ) заразившийся может прожить долго и вполне счастливо, - говорит З.Нурляминова.
По словам врача, за последние годы в стране отмечено уменьшение числа смертей среди людей, живущих с ВИЧ, от заболеваний, связанных с данной инфекцией, - с 126 в 2010 году до 71 в 2012 году. Это стало возможным благодаря ежегодно расширяемой практике охвата людей, живущих с ВИЧ, антиретровирусной терапией, проводимой в соответствии с современными клиническими протоколами Всемирной организации здравоохранения.
Изгои общества
Эксперты считают, что негативное отношение к ВИЧ уходит корнями в советское прошлое, когда все венерические болезни однозначно считались «неприличными».
Психолог Эрадж Мирзо считает, что о проблеме распространения ВИЧ необходимо говорить, не замалчивать проблему. «Узнав об инфицировании человека, его окружение из-за поверхностной информации о заболевании и незнании путей передачи избегает общения с ним, и инфицированные становятся чуть ли не изгоями общества. Думаю, в первую очередь в этом есть вина властей и ответственных лиц, которые мало уделяют внимания профилактике этой чумы», - говорит психолог.
Отторжение обществом таких больных - одна их главных проблем в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом. Именно стигматизация зараженных ВИЧ мешает правительствам принять быстрые и эффективные меры против эпидемии и провоцирует нежелание людей тестироваться на ВИЧ, придерживаться лекарственного лечения и наблюдаться у врачей.
Анчир Элназарова, специалист программы USAID, утверждает, что в Таджикистане наблюдается процесс ущемления прав ВИЧ-инфицированных. «Это относится и к обеспечению медикаментами, которые должны распределяться на бесплатной основе. Если работодатель узнает о ВИЧ-инфекции у своего будущего или нынешнего работника, он либо отказывает в принятии на работу, либо увольняет его без промедления», - говорит Элназарова.
Вместо резюме
Мировой опыт показывает, что остановить распространение ВИЧ-инфекции возможно только в случае, когда власти осознают серьезность проблемы. Вместе с тем, распространение невозможно остановить, пока люди не перестанут предвзято относиться к инфицированным людям, не осознают свое невежество, на котором основаны их шаги и фобии. Без объективного освещения проблемы и информирования населения также невозможно добиться реальных результатов.