Войны в будущем будут вести не государства, а мятежники, наемники и незаконные вооруженные формирования.
Всякая страна, имеющая проблемы в своей системе безопасности, которая сталкивается с социальным и экономическим кризисом, или ее правительство в связи с коррупцией лишено широкой социальной базы, при первом же сигнале слабости может стать мишенью нетрадиционного военного воздействия тенденциозных групп, которые при помощи зарубежных патронов могут осуществить кардинальные изменения.
Об этом говорится в отчете Национальной разведывательной службы США “Мировые тенденции до 2030 года”, опубликованные полковником вооруженных сил США Яном Глейманом в журнале “The National Interest”.
Под «нетрадиционного военного воздействия» офицер армии США имеет ввиду не новейшее оружие, а мятежников, наемников и вооруженные группы поддерживающие правительство. Автор считает, что в различные времена истории сверхдержавы, в том числе и США использовали эти варианты. По его словам, Запад в отличии от России и Ирана был менее успешен в этом деле.
Бывший министр безопасности Таджикистана Сайидамир Зухуров в беседе с Радио Озоди не отверг возможность возрождения этих групп в Таджикистане на фоне вывода иностранных войск из Афганистана, отметив, что подобное, но в меньшей степени уже возникало и в прошлом в Таджикистане.
Он добавил, несмотря на большой ажиотаж “эти группы не имеют значительных сил, и если их не поддержат сверхдержавы, они не способны ни на что».
Но если, державы начнут действовать, проблем будет много.
«Посмотрите на Украину, яркий пример того, когда ситуация находится в руках других государств. Мы должны быть бдительны, и наши силы готовы, на главное, чтобы Господь уберег нас от них, и они оставили нас в покое”.
В Таджикистане многие считают воспоминания гражданской войны 1992-97 годов вакциной против вооруженного противостояния, но реальность такова, что страна не раз сталкивалась с проблемами безопасности и после официального подписания соглашения о мире.
Эксперт Махдии Собир говорит, в событиях 2009 года в Тавильдаре, 2010 года в Камароб, 2012 года в Хороге причастны иностранные силы и по данным спецслужб такие попытки до сих пор продолжаются.
По его мнению, “геополитические изменения поощрили некоторые государства и они стремятся для защиты своих интересов и расширения своего влияния в странах как Таджикистан подготовить группы, которые намерены использовать в нужный момент в своих интересах”.
Полковник армии США Ян Глейман говорит, что Запад был безуспешен в использовании нетрадиционных сил, возлагая на своих представителей - «исполнителей» слишком большие надежды. С другой стороны, они оставляли их после достижения своих краткосрочных целей. Глейман, в связи с этим вспоминает афганцев, которые остались одни после вывода советских войск из Афганистана и среди них появилась на сцене группа «Талибан». По его мнению, Запад сторонится «плохой репутации» таких групп. Говоря о ситуации в Сирии и Ираке, он признает, что «США прилагают бесполезные усилия по поиску в Сирии для себя верных представителей, которые оставили бы не удел силы безопасности Асада ”.
Однако главный редактор журнала “Большая Игра: политика, бизнес и безопасность в Центральной Азии” (Москва), Иван Сафранчук говорит, что проблема в самих этих группах, которые готовы лишь временно быть использованными в качестве «нетрадиционных сил». Затем они выходят из-под контроля, и начинают действовать по своей программе.
По мнению эксперта, нынешняя ситуация в Центральной Азии сопряжена с несколькими рисками, в том числе раздорами между государствами и привнесением раздора извне.
«Разжигание противоречий между суннитами и шиитами определенными силами на Ближнем Востоке может быть привнесено в Таджикистан и Афганистан. Соперничество между Индией и Пакистаном и между США и Россией также может распространиться на Среднюю Азию».
Таджикский эксперт Махдии Собир высказывает обеспокоенность участием таджикской молодежи в боях в Сирии. По его словам, если после вывода иностранных войск из Афганистана в этой стране возникнет вакуум, боевик, получившие опыт войны в Сирии и Ираке вместе с силами, имеющимися в Пакистане и Афганистане, смогут дестабилизировать ситуацию в Средней Азии.