Экстремистские настроения, особенно в молодежной среде в Таджикистане, как показывают последние события, наращиваются.
Несмотря на меры, принимаемые властями, об экстремизме, как о явлении стали чаще говорить. Все чаще в криминальных хрониках появляется информация о задержании подозреваемых в экстремизме.
Одна группировка хотела устроить теракт на Таджикском алюминиевом заводе, другая готовилась к терактам на севере страны и так далее.
Власти признали, что сотни граждан Таджикистана «оттачивают» боевое мастерство в Сирии, воюя на стороне исламских радикалов. В чем причина роста радикализма и экстремизма в обществе. На этот вопрос попытались ответить эксперты и депутаты.
Абдугани Мамадазимов, политолог: "Я вижу в этом однобокость и слабость политических партий светского характера, потенциал которых огромен, но не задействован. Если все семь политических партий светского характера объединятся для пропаганды, защиты и укрепления устоев светской государственности, тогда правоохранительным структурам остается выполнять вспомогательные, а не доминирующие функции.
Необходимо всемерно укреплять и координировать аналитический потенциал светских партий, которые своими своевременными инициативами, программами могли бы увлекать и мобилизовать народ на созидательный труд.
Мы не можем говорить, что наше родное правительство сидит сложа руки. Но правда в том, что ожидания народа от него (правительства) так высоки, что правительство не успевает за ними. Народ сегодня ждет что-то такое экстраординарное, решительного шага нашего руководства. Подобно египетскому примеру нынешний президент которого, прекрасно зная ожидания и чаяния своего народа лично от него, инициировал прекрасный общенациональный проект- построить еще один Суэцкий канал. Этот проект может с лихвой компенсировать большие потери от сферы туризма, который пострадал именно из-за политической турбулентности (смены власти) в стране.
Думаю, наше правительство (после получения положительной оценки от мирового экспертного сообщества по Рогуну) ждет наступления холодного декабря, чтобы раз и навсегда перекрыть русло реки Вахш, и начать новый этап устойчивого развития национальной экономики.
Как мы не раз подчеркивали, постройка первой очереди Рогунского гидроузла собственными силами (пр. 700 млн.дол США), коренным образом изменит международный имидж таджиков, как нации, способной мобилизоваться и консолидироваться для решения общенациональных целей. Мы не можем жить полгода по общественным, а остальные полгода (зимой) по природным законам (без электричества со всеми вытекающими отсюда последствиями). Власть должна стать инициатором, проводником и руководителем этого общенационального хашара.
За более 20 лет суверенного развития наблюдается формирование и постепенное развитие государственно-общественного партнерства в стране, однако, проблемы, которые стоят перед нашим независимым развитием, колоссальны, и они всегда указывают на неиспользованные ресурсы и потенциал 8 миллионного населения. Именно, на мой взгляд, преодоление энергетического кризиса (в пример, преодоления отсутствия общенациональной автомобильной дороги), который, в последнее время, превращается в самый главный индикатор оценки эффективности деятельности правительства. Начало преодоления энергетического кризиса этой зимой (перекрытие русла реки Вахш) станет началом отсчета нового периода- гармоничного отношения нашего молодого государства с его гражданским обществом”.
Исмоил Талбаков - депутат парламента: "С внедрением политики открытых дверей – о себе, пользуясь моментом, начали заявлять группировки экстремистского характера. Эта зараза (экстремизм) захватывает все новые регионы в мире, и действует все более открыто.
Почему они появляются в нашем обществе? Основная причина в безработице. В советское время все люди были заняты - начиная от садика, включая до промышленных объектов, чего не скажешь о нынешних условиях. Таким образом, прародителем этого зля - является безработица. Если человек занят трудом в производстве и его труд достойно оплачивается, то им сложно манипулировать.
В настоящее время трудовая миграция приобрела массовый характер и этим пользуются наши «друзья» на своих территориях. Мигрантам втолковывают экстремисткую идеологию. Не все мигранты могут трезво оценить ситуацию, чтобы отгородит себя, поскольку многим из них по 18-22 года, и они не разбираются ни чем.
Чтобы как-то минимизировать такие негативные явления в таджикском обществе необходимо принять ряд решительных мер. В частности это касается вопроса расстановки кадров на местах. Нужно отказаться от непосредственного назначения из центра, и внедрить политику выбора руководителей местных районов и областей. Кроме того, пора серьезно заняться экономикой и трудоустройством населения”.
Шокирджон Хакимов, заместитель председателя СДПТ, доктор наук: "К сожалению вместо того, чтобы принимать прагматичные меры по улучшению благосостояния народа и искоренению негативных явлений, власти, опираясь на репрессивные методы, используя возможности ангажированных и подконтрольных СМИ занимаются промыванием мозгов. Однако такие меры не могут иметь долгосрочную перспективу. Дистанция между гражданами и органами власти, как на местах так и на общереспубликанском уровне увеличивается. Граждане и их объединения чувствуют себя отстраненными от реального участия в политической жизни страны и управления государством.
В таких условиях, разумеется политические силы радикализируются, и вынуждены, в целях привлечения общественного мнения, и особенно власти, организовать более серьезные формы гражданского протеста.
На сегодняшний день, вынужден констатировать, представительные органы не отражают реальную расстановку политических сил и фактически являются однопартийными. Отсутствие парламентского и общественного контроля способствует тому, чтобы исполнительная власть, в целом не несла ответственности, а органы правосудия зависимы от исполнительной власти”.
Шоди Шабдолов, депутат парламента, председатель Коммутистической партии Таджикистана: "Дело в том, что понятие экстремизм не ограничивается географией одной местности. Сегодня – это проблема всего мира. Об истоках экстремизма я говорил в своих выступлениях в Брюсселе, Лиссабоне. США и НАТО, творят, что хотят. Был диктатор-Саддам Хусейн в Ираке, но не было «Аль-Каиды» и других экстремистских и террористических организаций. Садам Хусейн был диктатором в Ираке, но в этой стране не было Аль-каиды» и других экстремистских организаций. Он ликвидировал их, как только они появлялись, пока США и НАТО не свергли режим Хусейна. То же самое в Ливии и Сирии. США и НАТО вмешались, тут же появились экстремистские и террористические организации и группировки. Террористам и экстремистам, которых подпитывают материально, становится «душно» и они пытаются расширить географию присутствия. Их хотят направить на Кавказ, в Чечню, Украину, Среднюю Азию. Отдельно взятое государство не может в одиночку справится с этим явлением, насколько бы мощной оно не было. К примеру, Россия, вроде бы сильная держава, но посмотрите, взрывы в Дагестане, Осетии. Все это нужно анализировать. Нерешенные проблемы в обществе не могут быть причиной экстремизма.
Что касается работы нашего правительства, то я не считаю, что руководство так отдалилось от народа, и народ заброшен сам по себе. Нерешенные проблемы, которые есть у нас, в том числе трудовая миграция не могут быть корнем экстремизма. Почти 2 млн. населения едут в трудовую миграцию, однако это не говорит о том, что все они станут экстремистами. В сети заинтересованных кругов попадает, в основном молодежь. Им запудривают мозги и отправляют воевать в Сирию, некоторые экстремистские организации еще и платят. Все это закончится только при социализме. В стране, где часть населения живет припеваючи, а большая часть в бедности, социальные проблемы решать трудно. Насколько власть близка к народу, спросите у самой власти. Что касается нас, коммунистов, то мы всегда были и остаемся среди народа, знаем об их проблемах, говорим о них, пытаемся донести до руководства страны. Все беды в частной собственности. Электроэнергии нет, сельского хозяйство на грани банкротства, то же самое происходит и с «Барки точик».