Таджикские девушки всегда славились своей красотой и умением изысканно одеваться. Если к этому добавить умение преподносить себя – тогда открыты все дороги в такой, несколько экзотичный для Таджикистана бизнес, как модельный. Правда, возможность зарабатывать хорошие деньги у себя на родине для наших моделей пока еще остается только мечтой.
АМЕРИКАНСКИЙ журнал Forbes представил ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых топ-моделей мира, указав также расценки на показы и в странах СНГ. В Таджикистане модели могут рассчитывать на 45 долларов за показ, что является одной из самых низких ставок на просторах стран Содружества. Больше всех в странах СНГ получают модели в Азербайджане: порядка 500 долларов за показ, в России - 250 долларов.
Таджикская модель Шоира Пулатова, которая работает в модельном бизнесе пять лет, в интервью «АП» сообщила, что им во время съемок рекламы или демонстраций одежды платят не более 50 долларов США, а иногда, если повезет – вдвое больше.
«Однако, если честно, нам вообще редко платят. Бывает, часто обещают заплатить, а потом не сдерживают свое обещание, мол, это пиар для нас же самих», - жалуется модель.
Хобби вместо работы
ПО словам Шоиры, моделей приглашают на показы раз в три месяца, поэтому, как выразилась девушка, «для наших девочек работа в качестве модели - больше хобби, нежели способ зарабатывания денег». При этом она отмечает, что в целом модельный бизнес в Таджикистане становится более популярным, поскольку есть спрос на модели для различных реклам.
Ромиш Ибрахимов работает с таджикскими моделями по различным проектам, и он утверждает, что за три года своей деятельности самая высокая оплата была в размере 200 долларов за участие в съемках клипа.
«Я много раз участвовал на кастингах по выбору молодых моделей. После отбора выходит, что именно те девушки, которые подходят по телосложению и росту, они родом из семей, где есть достаток. И они не снимаются в фотоссесиях, чтобы заработать», - рассказывает Ромиш.
Ибрахимов говорит, что в Европе и США начинающие модели получают по 10 долларов за час работы, однако, у них есть надежда, что в дальнейшем они будут приглашены в более крупные проекты. У нас же дизайнерские компании не могут обещать моделям подобных перспектив.
По его словам, у нас, как правило, модели нужны для рекламы каких-то коммерческих продуктов, но их не очень то и много.
«Fashion в Душанбе - это что-то из области фантастики. Есть несколько мобильных компаний, которые постоянно рекламируют свои новые тарифы, но одно лицо они приглашают обычно один раз… Поскольку наш город маленький, и если девушка уже рекламировала что-то, то другой рекламодатель вряд ли пригласит ее для рекламы своей продукции», - считает Ибрахимов.
Наши за рубежом
ОДНАКО перспектива заработать на своей внешности для моделей все-таки есть, если пробиться на зарубежные подмостки.
Самая Мамедова работает в модельной сфере около года, с тех пор, как поехала учиться в Малайзию. Начинала со своего университета: презентации студентов-дизайнеров, фэшн-шоу, помогала друзьям-фотографам. Ей удалось поработать пару раз в коммерческих рекламах и малазийских модных журналах: Seventeen Magazine и CLEO. Недавно подписала контракт с международным агентством Figaro Models, филиал которого находится в Куала-Лумпуре.
«Съемки доставляют мне большое удовольствие. Это мое любимое дело! Это дало мне больше возможностей: новые знакомства, работа с интересными людьми, видеть необыкновенной красоты места и возможность путешествовать. В следующем месяце, возможно, состоится моя первая работа заграницей, в Таиланде», - поделилась с нами Самая.
По ее словам, если сравнивать модельный бизнес Малайзии с нашей страной, получается, что и сравнивать просто нечего. Полтора года назад она участвовала в фотосъёмке для одного глянцевого журнала, работала с утра до позднего вечера, и ей ничего не заплатили. Более того, ей сказали, что это она должна заплатить им, что ее фотографии публикуют в таком журнале.
«А если честно, я ещё ни разу не получала деньги в Таджикистане за моделинг. Нет, я согласна работать бесплатно, если сама получаю удовольствие от работы, и ко мне проявляют уважение. А когда тебе даже спасибо не скажут, я уже не говорю про 15 минут перерыва и хотя бы про салатик на обед. В Малайзии мне платят даже в университете: минимальная оплата за их fashion-show - 100-150 долларов. За мою последнюю работу для онлайн-магазина мне заплатили 800 долларов за 5 рабочих дней!» - говорит Самая.
Шоира Пулатова рассказывает о своем опыте работы в США, где за часовую работу ей платили 100 долларов.
«Конечно, когда я только начинала работать, со мной могли расплатиться подарками, брендовыми платьями и парфюмом, но дальше нам платили по 100 долларов за один час показа», - говорит Шоира.
Год назад она подписала контракт с компанией Putzer и стала их официальным лицом. За год компания заплатила ей 500 долларов. Однако, в отличие от других компаний, здесь ей оплачивают и визажиста, и дорогу.
Шоира уверяет, что сегодня местные компании хотят видеть не западных моделей, рекламирующих их продукт, а местных. «Клиент хочет видеть наших таджичек, и это говорит, что модельный бизнес будет развиваться», - добавила Шоира.
Модельный бизнес может подождать
МЕСТНЫЕ дизайнеры испытывают трудности не только с финансами, чтобы оплатить моделям за показы, но и подбором моделей.
Первое время известная в стране модельер-дизайнер Мавлюда Хамраева обучала девочек для своих показов, но многие из них сейчас уехали, а с новыми группами не сложилось.
- У меня был опыт, связанный с выходом моделей на подиум. Я объявила кастинг, набрала самых лучших девочек и попыталась сделать из них профессиональных моделей. Эти девочки проходили курсы хореографии, позирования и модельного шага. Многие из них уехали и работают в модельных агентствах за рубежом. С остальными группами не сложилось. Нам было невыгодно их обучать, потому что постоянной работой мы не могли их обеспечить, и девочки ходили на фотосессии, чтобы заработать на жизнь. Чтобы говорить о модельном бизнесе как таковом, нужно сначала развивать промышленность, сеть авторских бутиков, создавать модельные агентства, - считает модельер.
По мнению Ромиша Ибрахимова, в Таджикистане есть достаточно других отраслей, развитием которых уже сейчас нужно заниматься. «На данный момент надо серьезно заниматься образованием и здравоохранением. А сфера fashion и модельный бизнес могут подождать», - считает Ибрахимов.