Что стоит за арестом Александра Содикова
О проблемах обеспечения мира и безопасности в Таджикистане рассказал Комеб ДЖАЛИЛОВ - старший научный сотрудник отдела международного права Академии наук Таджикистана.
В ПОСЛЕДНЕЕ время над республикой «сгущаются тучи». Кроме различных слухов и нападений на отдельных политиков и руководителей партий и организаций, некоторые политики и высокопоставленные официальные лица сделали заявления о возможной дестабилизации ситуации в нашей стране.
На первый взгляд, некоторые из этих заявлений и высказываний, в частности, помощника президента по вопросам обороны Шерали Хайруллоева и главы ГКНБ Саймумина Ятимова о последних событиях, о том, что они имеют своих сценаристов и дирижёров извне, не должны вызывать сомнения. У таджиков есть поговорка: «Ба доно як ишора» (Умному достаточно намёка). И на Западе, и на Востоке политика направлена на достижение определенной цели, сохранение интересов и определенных ценностей. Высказывание Хайруллоева по беспорядкам 21 мая, которые произошли после полицейской операции, по логике, прямого отношения к этому не имеют. Однако, когда он сказал, что таинственные «сценаристы и провокаторы» находятся в Душанбе, он имел в виду и другие обстоятельства, которые косвенно или прямо подготавливали почву за последние годы для всех событий в Таджикистане.
Да, Шерали Хайруллоев, по всей вероятности, высказал не только свое мнение, он отразил доминирующую во властных структурах точку зрения о том, что в Таджикистане некоторые политические силы не учитывают изменившуюся мировую обстановку, не учитывается, что именно Запад выдвинул проект глобализации, чтобы переделать мир по-своему и захватить вновь мировые ресурсы.
Исследователями центрально-азиатских проблем безопасности самая непримиримая борьба за геополитические интересы в Центральной Азии предсказывается между Китаем и Россией. Хотя события последнего времени говорят об обратном.
Действительно, Россия в решении экономических проблем с Китаем чаще использовала свое былое политическое влияние в странах региона, без учета современных реалий. В новых условиях России придется пересмотреть свою политику, в которой не учитывалась подлинная реальность обстановки. Наконец, выяснилось, что используемая политика двойных стандартов, практикуемая США, не соответствует интересам России в регионе. Как ни крути, США в своей гегемонистской политике Россию рассматривают как силу противодействия и сдерживания политики Востока (Китая и «исламского фундаментализма»).
В концепции глобализации как Таджикистану, так и России отведена роль придатка сырьевых ресурсов. К сожалению, политические силы Таджикистана не учитывают, что глобализация, как новая идеология и политика неоколониализма, вынуждает людей на исход с насиженных мест. Не учитывается, что исход людей - это новая форма рабства, вводимая политикой финансового капитала, которую нужно рассматривать как противоправное явление, отличающееся от работорговли колониализма тем, что люди в результате неправильной политики, выезжая за пределы своей страны, сами добровольно идут в рабство.
В последнее время много говорится о важности геополитического положения Таджикистана, но не говорится о том, что он не представляет собой какой-нибудь геополитический «центр силы» в отрыве от государств региона. Почти все исследователи и эксперты привязывают Таджикистан к США или России.
Глобализация как политика подготавливает столкновение культур и формирование новой, цивилизационной культуры. Учитывая, что в настоящее время первостепенное значение приобретают информационная война, а также террористические методы и формы борьбы, отличающиеся от того, что имело место в период колонизации, капитализма и социализма, Таджикистан прекрасно понимает, что в нынешнее время борьба требует новых принципов решения социально-политических проблем безопасности.
Особенно России не нужно рассматривать Таджикистан как источник «исламского фундаментализма», угрожающий ее безопасности, потому что ирано-исламские ценности так же, как и ценности православия для России, составляют основу цивилизационной культуры таджикского народа.
Правомерное явление
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ Азии военно-политическая обстановка все больше осложняется. На границах государств региона появляются неустановленные вооруженные банды, приписываемые то к ИДУ, то к «Талибану», а то и к «Аль-Каиде», активизируются торговцы наркотиками и оружием. В такой обстановке акты задержания людей практикуются всеми спецслужбами, и здесь ничего необычного нет. Вспомните Гуантанамо и другие лагеря западных спецслужб. Там годами держат людей по подозрению в причастности к тем или иным организациям.
Спецслужбы Таджикистана задержали своего же гражданина на своей территории, где недавно произошел инцидент, и он мог повториться. Александра Содикова знают многие в Душанбе и республике, потому что он учился в Российско-Таджикском (Славянском) университете, поступил в докторантуру Университета Торонто. Таких, как он - успешных молодых ученых из Таджикистана, сотни по всему миру, и они занимаются научными исследованиями, участвуют в научных конференциях, пишут диссертации. А на период летних каникул они, как и Содиков, работают в разных проектах в Таджикистане.
Таджики говорят: «То шамол нашавад, барги дарахт намечунбад» (Пока не будет ветра, листья дерева не колыхнутся). Таджикистан - суверенное государство, а органы государственной власти в лице органов безопасности призваны защищать и обеспечивать его государственность. Спецслужбы всех стран мира, без исключения, занимаются выявлением и пресечением подрывной деятельности, используя отдельных людей, общественные и политические организации в своих целях. Разберутся и отпустят Содикова. Каждый орган, как и каждый человек, должен исполнять свои функции, не забывая об обязанностях.
То, что господин Хизершоу - политолог из Университета Эксетера, говорит о себе и Содикове, я ему верю на сто процентов. Как он сам свидетельствует, последнее 11 лет он изучал пример успешного решения в Таджикистане конфликтов и в настоящее время по проекту изучает тему «Возникающие силы и управление конфликтами в Центральной Азии».
Название самой темы исследования говорит о важности проблемы не только для политологии, но и безопасности. Аналога такого решения конфликтов, какое было в Таджикистане, в истории мировых гражданских воин не происходило. Они заканчивались или полной капитуляцией одной стороны, или ее полным уничтожением.
Есть надежда, что спецслужбы Таджикистана с честью выйдут из ситуации, и никому не удастся втянуть их в авантюру и конфликт. Не только политологи, но и все разведки заинтересованы в изучении опыта достижения мира и согласия в Таджикистане.
Две кыргызские революции и конфликты в Раште и Хороге, пограничный инцидент между гражданами Таджикистана и Кыргызстана показали, что такие стычки могут приобрести постоянный характер, поскольку их по всем аспектам можно отнести к региональным постколониальным конфликтам, в которых заинтересованы политические игроки.
Несмотря на это, как неоднократно говорилось, конфликты большого масштаба в регионе вряд ли произойдут: они будут иметь локальный характер и сохранятся в виде контролируемого хаоса. Эти контролируемые конфликты будут создавать трудности социально-экономического характера не только в «дуге нестабильности»: в Афганистане, Таджикистане и Кыргызстане, но и для других, «благополучных» государств региона - России, Казахстана, Узбекистана и Китая.
Видимость развития процесса урегулирования киргизских и таджикских событий и отнесение их к конфликтам внутреннего характера дают основания только для сдержанного оптимизма. Так что интерес к изучению конфликтов в Таджикистане и Кыргызстане - правомерное явление со стороны политологов, конфликтологов и даже спецслужб.