В Иттиргане со времён его основания, как поселения, нет электричества и доступа к чистой воде. Этот отдалённый и затерянный в горах кишлак, расположенный в 94 км от Дангары, в 73 км - от Вахша, 37 км - от Пянджа и 57 км - от Фархора, в плане социального переустройства является «яблоком раздора» между этими районами.
Бермудский треугольник
Иттирган (Джетерген) - огромный массив, предназначенный для зимовки скота.
Местность разделена на две части (верхний и нижний) и административно подчиняется джамоатам «Машъал» Вахшского и «Лолазор» Дангаринского районов. На карте территория похожа на треугольник. Это и тяжелые условия жизни стали поводом того, что Иттирган знающие географию люди в округе еще называют «Бермудским треугольником».
Территория массива, окружённая зарослями фисташковых деревьев, находится в сфере влияния Вахшского, Дангаринского, Колхозабадского, Фархорского и Пянджского районов, по скотоводству и лесному хозяйству разделивших Каратаг и Тераклитаг. Сюда же пригоняют зимой скот из Муминабадского, Колхозабадского, Пянджского, Шуроабадского, Айнинского районов.
Здесь, кажется, что время остановилась давно и надолго из-за того, что жители Иттиргана уже даже не помнят, что такое элементарные условия жизни. Работавшая когда-то дизельная электростанция, предназначенная для семей чабанов, и проведённая водопроводная линия из близлежащего горного источника для водопоя скота с развалом Союза и бесхозности пришли в упадок. Два горных источника - Зовбулок и Чашма, расположенные в 3-х и 7-ми км от населённого пункта, из-за неудобного рельефа местности и деятельности предпринимателей извне, взявших эту территорию под личный контроль, сегодня недоступны для местных жителей. Вся эта возникшая ситуация приводит к деградации и социальной напряжённости. Здесь царит информационный вакуум. Даже дешёвая мобильная связь из-за отсутствия базы (антенны) совершенно недоступна для пользователей. Люди употребляют дождевую воду в накопителях или покупают привозную питьевую воду по 80 сомони за тонну. Для содержания скота и водопоя каждая вторая семья вырыла колодцы, которых здесь уже свыше 50. В этом отдаленном кишлаке колодцы – единственный источник жизнеобеспечения.
А ведь когда-то мощная насосная станция перебрасывала воду в долину с реки Кизыл-Су через Каратаг, и люди не знали проблем с водой.
Была здесь и начальная школа. Детей чабанов после 3-4 классов направляли для дальнейшей учёбы в школы-интернаты Вахшского и Дангаринского районов. Два раза в месяц на автолавках для жителей привозили товары первой необходимости. Передовых чабанов отправляли по бесплатным путёвкам в санатории и дома отдыха огромной страны.
Это не иллюзия! Всё это было совсем недавно, почти четверть века назад при Союзе. Жители с ностальгией вспоминают о тех временах. Действительно, при тогдашнем строе – «казарменном социализме» ничто не оставалось без внимания государства и его руководителей. На первом месте стоял рабочий человек и отношение к нему.
С наступлением новой эпохи об Иттиргане с его 199 хозяйственными дворами и 1220 жителями просто забыли. Да кому они нужны теперь! Фермы развалились, численность скота сократилась втрое, вернее, его «прихватизировали», земли раздали чужим. Даже местным негде стало пасти свой скот. Из-за отсутствия условий учителя бросили школу и разъехались, социальное переустройство кишлака пришло в упадок.
Правда, сюда наведываются всякого рода чиновники из районов в начале марта для апробации фисташковых зарослей и во время сезона их сбора и сдачи. В качестве непрошеных гостей здесь появляются в сезон призыва начальники военно-учетных столов, а также для переучёта и раздачи пастбищных земель приезжают члены земкомов джамоатов Машъал (Вахш) и Лолазор (Дангара). Да, еще для пополнения государственной казны раз в квартал посещают эти места представители местных властей из налоговых структур Вахшского и Дангаринского районов Хатлонской области.
Без надежды
Жители массива, прежде часто обращавшиеся в соответствующие органы с просьбами о решении их социально-бытовых проблем, в частности, о подаче света и воды, теперь зная, что и все равно никто не услышит, вынуждены смириться со сложившейся ситуацией. Вся их надежды на более-менее сносную жизнь давно похоронены вместе с советской властью.
Прежде активный, жизнерадостный, бодрый Худойдуст Вахидов, а теперь это сморщенный старичок с теплой грустью вспоминает прошлое и с глубокой болью в душе говорит о царившем ныне произволе властей. Действительно, ему есть что сказать. Так, выяснилось, что, согласно договору, между Х. Вахидовым и госплемхозом «Машъал» Вахшского района от 2 февраля 2007 года из постоянных и долгосрочных земель, закрепленных за хозяйством в массиве Иттирган, ему была выделена в аренду земля в размере 576 га для пастьбы общественного и 100 га для личного скота. Как арендатор ежегодно он обязался вносить в кассу хозяйства 440 сомони наличными или натуроплатой (бартером) за 100 гектаров использованных пастбищных земель. При этом он обязался за свой счёт отремонтировать природный источник «Чашма», находящийся на территории землепользования. Показывая квитанции об оплате в кассу хозяйства, он недоумевает до сих пор, за что и почему отняли у него выделенные земли. Разве что ради источника?!
Хотя срок договора истекает 1 января 2015 года и об этом всё чёрным по белому прописано, но тем не менее, без предварительного предупреждения, в одностороннем порядке арендованные земли Х. Вахидова были отняты и переданы некоему леснику Абдухалилу Сатторову из лесхоза Пянджского района. По словам Худойдуста Вахидова, мало того, что тот, не имея пая, соответственно, и не имел право на получение земель, так еще и завладел источником. Новоявленный хозяин не разрешает исконным жителям пользоваться источником воды, требуя за водопой с каждого мелкого скота по 80, а с крупного - по 100 сомони в год!
Судя по рассказам жителей, действительно Иттирган стал «яблоком раздора». Таких примеров довольно много. Ведь за каждым хребтом иттирганского массива находятся кошары и загоны овец, принадлежащие зажиточным и состоятельным людям, имеющим личный скот.
Во избежание конфликтов каждая вторая семья из верхнего Иттиргана, чтобы поить свой домашний скот, роет колодцы глубиной 7-8 метров. Но из-за плохого грунта они часто засоряются, и поэтому люди каждый раз роют новые колодцы. В качестве питьевой воды жители кишлаков используют дождевую воду, собирая ее в резервуарах и цистернах возле своих домов.
Еще одна острая проблема Иттиргана – отсутствие электричества.
Люди уже как-то смирились жить без света. Правда, на крышах некоторых домов тускнеют малогабаритные солнечные батареи, предназначенные для освещения 3-4-х энергосберегающих лампочек. Здесь не слушают радио и не смотрят телевизоры, а еду готовят на дровах. Словом, все как в каменном веке.
Но из этого вечного мрака и информационного вакуума людей спасти можно. В 10-12 км недалеко в горах Каратага, административно подчинявшегося Фархорскому району, находится кишлак, где есть электричество. Можно протянуть ЛЭП напрямую от него до Иттиргана, и тогда прощай, «темное царство»!
Но кому это под силу? Самим жителям? Их много раз обманывали обещаниями, и они теперь ни во что не верят. Может быть, новоявленным хозяевам? Их – десятки энергичных, богатых, пользующихся всеми благами этого заброшенного и неподконтрольного края. Или же все-таки местному хукумату?! Ведь кто-то же должен, в конце-то концов, решить проблему людей, брошенных на произвол судьбы…