Сотрудников учреждений и министерств, вопреки их воле, принуждают пройти дактилоскопию. У чиновников нет конкретного ответа по поводу причин данного решения.
В РЕДАКЦИЮ обратились работники ГУП «Научно-исследовательский проектный институт «Нурофар», ГУП «Нафтугаз» и Министерства энергетики и водного хозяйства, которые рассказали, что в начале мая отделы кадров НИИ и министерства, составив списки работников, уточнили их места проживания, обновили копии паспортов в личных делах и обязали пройти дактилоскопическую регистрацию.
По их словам, данную процедуру проводили два работника милиции, оплата за которую составляет 5 сомони.
- Нам пояснили, что это обязательная процедура, и в любом случае при получении паспорта, водительского удостоверения нам придется проходить дактилоскопическую регистрацию. А пройдя сейчас, нужно будет всего лишь представить справку о прохождении данной регистрации. Нас волнует другое: на каком основании это делается, ведь мы не нарушали законов, не работаем на сверхсекретных объектах. Может, это опять-таки новые «пути» решения финансовых проблем правоохранительных органов? - вопрошает один из сотрудников Минэнергетики.
Со схожей ситуацией столкнулись и работники «Нурофар» и «Нафтугаз». Они рассказали, что всех их, в том числе уборщиц и сторожей, обязали пройти дактилоскопическую регистрацию. Их интересует, насколько она будет защищена? Люди недоумевают, неужели в их ведомствах произошло какое-то преступление, что их всех поголовно заставляют сдавать отпечатки пальцев?
Официальная телефонограмма?
МЫ, в первую очередь, посетили ГУП «Научно-исследовательский проектный институт «Нурофар» и ГУП «Нафтугаз», где их сотрудники подтвердили полученную от читателей информацию.
Начальник отдела кадров «Нурофар» Сидик Худойдодов рассказал, что 29 апреля поступила официальная телефонограмма №1-146 за подписью министра энергетики и водных ресурсов Усмонали Усмонзода, адресованная во все структурные подразделения министерства, в том числе, «Нурофар» и «Нафту газ».
- Мы предварительно подготовили списки, пришли сотрудники экспертно-криминалистического управления (ЭКУ) МВД и сняли отпечатки пальцев. На днях они отправили справки на каждого сотрудника. Эту справку необходимо сохранить как СИН. Как объяснили нам сотрудники милиции, при переводе или смене места работы у нас обязательно ее потребуют.
- Сколько ваших работников прошло дактилоскопическую регистрацию?
- 54 работника, все, кроме находящихся в отпусках. К 15 мая мы доложили численность сотрудников, прошедших дактилоскопическую регистрацию. В тот день я был в Минэнергетики, там именно 15 мая проходили дактилоскопию их работники…
Тем временем, Нурмахмад Гоибов - юрист ГУП «Нафтугаз» пояснил, что в адрес организации поступила телефонограмма, в которой указывается, что во исполнение Закона «О государственной дактилоскопической регистрации», постановления правительства РТ №128-3 от 28 февраля 2014 года и письма Генеральной прокуратуры № 16/150 от 21.04.2014 обязывается совместно с Центром государственной дактилоскопической регистрации ЭКУ МВД произвести дактилоскопическую регистрацию всех сотрудников и доложить об исполнении к 15 мая.
- Мы выполнили требование вышестоящего министерства, дактилоскопию у нас прошло 53 сотрудника. Финансирование данной процедуры проводилось за счет предприятия, а более подробную информацию вы сможете получить в Минэнергетики, - говорит Н.Гоибов.
Тайна за семью печатями?
ДАЛЕЕ мы направились в Минэнергетики и водных ресурсов. Один из работников Минэнергетики, обратившийся в «АП», отметил, что всех обязуют сдать свои отпечатки пальцев, когда как никто не заключал с работниками ни договора, и не брал письменного согласия. При этом работников министерства беспокоит отсутствие должной защиты собранных данных.
- В этом вы можете убедиться сами: в отделе кадров бесхозно лежат листы с нашими отпечатками, - отметил источник.
Мы прямиком направились в отдел кадров, где у входа на столе заметили несколько десятков дактокарт. Начальник отдела кадров отказалась не только комментировать вопрос без позволения министра, но даже называть свое имя.
В течение двухдневного посещения мы не смогли застать на рабочем месте министра Усмонали Усмонзода. Тогда за комментариями мы обратились к его первому заместителю Султону Рахимову.
- Назовите, кто именно обратился к вам? Мне нужно знать, - вопросом на вопрос ответил С. Рахимов. - Меня интересует, почему этот мой сотрудник не обращается со своими вопросами непосредственно ко мне или к другим руководителям, а к вам, в газету?
- Значит, дактилоскопическая регистрация работников не проводилась, и обращение необоснованное?
- Нет, проводилась…
Мы озвучили все свои вопросы, в том числе, нас интересовало: от кого исходила инициатива проводить дактилоскопическую регистрацию работников министерства и его подведомственных учреждений, на каком основании она проводилась? Было ли в министерстве или его структурных подразделениях совершено преступление? Как происходил процесс, за счет каких средств оплачивалась эта процедура?
На все эти вопросы Султон Рахимов обязался ответить на следующий день. Но в назначенный срок он отказался говорить.
По словам руководителя пресс-службы МВД Джалолиддина Садриддинова, дактилоскопическая регистрация работников министерств и ведомств проводилась на основании постановления правительства, и это не связано с совершением преступлений, а носит добровольный характер, и ни о каком принуждении не может идти и речи.
- Бывают случаи необходимости установления личности неопознанных трупов, погибших в результате катастроф, стихийных бедствий, розыска граждан без вести пропавших, - сказал Д. Садриддинов.
Более подробного и внятного ответа от МВД не последовало.
Мнение юриста
ПО мнению юристов, проведение обязательной дактилоскопической регистрации работников Министерства энергетики и водных ресурсов и его подразделений противоречит нормам действующего законодательства.
В каких случаях проводится обязательная дактилоскопическая регистрация и как производится финансирование? За ответами на эти вопросы мы обратились к главе "Независимого центра по правам человека" Сергею Романову.
По его словам, согласно ст.6 Закона РТ «О государственной дактилоскопической регистрации», обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат лица;
- подозреваемые в совершении преступления, заключенные под стражу, обвиняемые, осужденные, а также лица, препятствующие установлению личности при совершении административных правонарушений (в редакции Закона РТ от 29.12.2010 г., №647);
- принимаемые на военную службу в правоохранительные органы, а также на работу на предприятия, учреждения и организации либо в их структурные подразделения, деятельность которых связана с повышенным риском для жизни их работников или особым режимом секретности, по перечню, утвержденному правительством РТ;
- обратившиеся в органы внутренних дел по месту жительства для получения лицензии на использование огнестрельного оружия;
- которые по состоянию здоровья или возрасту не могут дать информацию о своей личности;
- проживающие в опасных чрезвычайных зонах, имеющих природное и техногенное свойство;
- иностранные граждане и лица без гражданства, депортируемые с территории РТ (в редакции Закона РТ от 29.12.2010 г., №647).
Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в РТ в поисках убежища, а также трупы, личности которых не опознаны, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
- Как производится оплата обязательной дактилоскопической регистрации?
- Согласно Порядку финансирования деятельности государственной дактилоскопической регистрации, утвержденному постановлением правительства РТ от 04 октября 2011 года, работники предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с повышенным риском для их жизни или особым режимом секретности по перечню, утвержденному правительством РТ, входят в категорию лиц, и проведение дактилоскопии осуществляется на платной основе.
Также необходимо обратить внимание на то, что порядок оплаты за услуги государственной дактилоскопической экспертизы для работников предприятий, учреждений и организаций либо их структурных подразделений, деятельность которых связана с повышенным риском для их жизни или особым режимом секретности по перечню, утвержденному правительством РТ, осуществляется за счет средств данных предприятий, учреждений и организаций.
Также вышеуказанный порядок предусматривает перечень платных услуг Центра государственной дактилоскопической регистрации и размер тарифов на эти услуги, которые определяются МВД РТ по согласованию с Антимонопольной службой.
Вместо резюме
МЫ пытались найти текст постановления правительства № 128-1 в открытых источниках, но, увы, безуспешно. Источник в Минэнергетики на условиях анонимности указал, что это постановление является секретным.
За комментариями мы обратились и в пресс-службу правительства, где нам пообещали предоставить ответы, но, к сожалению, этого не произошло.
Тем временем, в распоряжении «АП» оказалась «срочная телефонограмма» Минэнерго, адресованная в Службу надзора в сфере энергетики, ОАО «Памирэнерджи», ГУП «Ремонтно-механический завод (р-н Дж. Расулов) и др. В целом пройти дактилоскопическую регистрацию предписано работникам 26 предприятий и организаций и даже учебному заведению сферы энергетики - энергетический колледж (р-н Дж.Руми).
Кроме этого, один из обратившихся работников сферы энергетики предоставил нам копию справки МВД, в которой указывается, что он прошел «обязательную дактилоскопическую регистрацию». Остается непонятным, что же побудило Минэнерго и МВД провести это принудительное мероприятие?