«Я жила у подножья гор в красивом городе…»
05.04.2012, 22:37
Каждый из нас хочет видеть свой родной город красивым и современным. Душанбе - это город души. Родившихся в этом красивом, солнечном городе и сейчас живущих по всему миру очень много! Душанбинцы узнают друг друга по глазам, очень быстро угадывая человека, имеющего хоть какое-то отношение к родному городу.
Как интересно устроена наша человеческая память! Мы забываем какие-то важные события, но когда мы слышим название «Душанбе» или рассматриваем старые фотографии тех времён, мы погружаемся в воспоминания, а в нашей памяти всплывают милые образы из детства и юности, времени, когда мы были счастливы, родители живы и вся жизнь впереди. Мы помним наш прекрасный город по милым мелочам. Таким, как будка часовщика, что стояла на углу перекрестка, около Дома печати, у которого было много-много всяких мини-игрушечек, календариков, которые мы, дети, бегали рассматривать, подолгу зависая около его будочки. По продавщице цветочного магазина возле «Бахора», на вокзале, которая говорила нам, что у неё в цветах живут Дюймовочки. По большой футбольной площадке между домами за кинотеатром, где круглый год происходили баталии с мячом, заканчивавшиеся мирно, с походом на киносеанс в «Джами» или «Орлёнок» – где совершенно необходимо было в десятый раз посмотреть «про шпионов» или «индейцев». По пропускам школьных уроков из-за совместных «сбеганий со школы» на новые мультики в «Хронике», за что, естественно, сильно потом влетало от учителей. «Генсака, люры, пары, джянджи» - это звучит для нас эхом ушедших сборов на чемпиона двора по лянге. «Чики, пуки» – это уже в ашички. Как самозабвенно целыми ватагами до самой темноты играли в «лунки», загоняя палками или самодельными клюшками консервную банку в центральную ямку. Вспомните фильм "Кош ба кош", там именно в них играли! Эта игра вспыхивала весной, на Навруз. И это значило, что пришла весна и дальше - долгое-долгое лето. Когда услышав «кукуруз-кукуруз» - бегом с пустой бутылкой на улицу, получая в обмен огромный белый шар. Вот этот шарик и вспоминается, потому что тогда казалось, что нет ничего вкуснее. Разве только свежеиспеченная лепешка с маслом или самбуса из лепешечной на углу. Ну а это уже вне конкуренции! Потому и вкус хлеба из детства - помнится всю жизнь.
Душанбинцы бывшими не бывают!
Наше детство, проходившее в наших дворах, вспоминается таким светлым и радостным, потому что оно таким и было. Страна наша тогда была сильная и могучая. И все "проблемы" тогдашние нынешнему взгляду видятся такими чепуховыми и надуманными в большинстве случаев. Всё-таки жаль, что нельзя уже попасть в тот далекий советский период, когда Душанбе был уютным и теплым южным городом. Городом, в котором хорошо было всем, особенно по вечерам, когда на улицах цвели розы, звучала музыка и пахло шашлыком, гуляющие веселые люди на центральной аллее в тени чинар, сады и виноградники у домов... и как бы и не было войны.
Душанбе как город (а не один из кишлаков, пусть и с известным базарным днем по понедельникам) был построен именно тогда, и центральные улицы города с постройками тех лет, когда разрабатывались и исполнялись первые генпланы, являются его историческим центром, старым городом, исторической душой его.
В 1938 году был разработан первый генеральный план развития города. В соответствии с ним, на фоне снежных гор и голубого неба поднялись здания Театра оперы и балета, гостиницы «Вахш», Дома правительства, Дома специалистов, Главпочтамта, ряд других прекрасных архитектурных ансамблей, которые и сегодня, спустя десятилетия, украшают столицу Таджикистана. На площади у Главпочтамта был поставлен столб с репродуктором, где собирались горожане в важные моменты жизни страны. Там было, например, объявлено о начале войны в 1941-м.
Дальнейшему строительству помешала Великая Отечественная война. После ее окончания с широким размахом развернулось возведение административных зданий, жилых домов.
В 1946 году было завершено строительство Дома правительства на площади Ленина, начатое ещё в 1940-х военных годах. В городе по проектам архитектора Ваулина были построены здание Совета народных комиссаров (затем - Совета Министров, ныне здесь расположено Министерство сельского хозяйства республики) по улице Ленина (в настоящее время — проспект Рудаки) и Народного комиссариата земледелия (ныне в нём находится Министерство юстиции) на углу улиц Ленина и Куйбышева.
В 1950-е годы идёт строительство двух-, трёх- и четырёхэтажных домов. Это был период возведения самых красивых и знаковых сооружений города Душанбе. Зданиями этого типа застроен практически весь старый центр города. В этот период в Душанбе были возведены здания республиканской публичной библиотеки, государственного банка, ЦК КП ТССР, краеведческого музея, Министерства внутренних дел на площади Победы, Государственного академического драматического театра имени А. Лахути и др.
Приведу высказывание бывшего душанбинца, архитектора, члена Союза архитекторов СССР.
В свое время В.Веселовский (председатель Союза архитекторов, председатель Госстроя), человек, всю жизнь отдавший городу, верно сказал, в чем главная достопримечательность Душанбе: «С любой точки города всегда видны горы!». И это было правильно, характерно и неповторимо. Но сейчас, к сожалению, находятся люди, которые хотят уничтожить всё, что напоминает о советском прошлом.
Во многих городах мира центр города стараются оставить прежним: его дома, улицы. Ведь если убрать историю города, то город потеряет своё лицо. А новое должно гармонично уживаться со старым. Во многих городах мира есть разделение на так называемый "старый город" и "сити", или новые кварталы. И старый город - это и есть нетронутые и реставрируемые в своем исходном облике улицы, улочки, здания. В Лондоне, Вене, Гамбурге, Париже, Праге… во многих городах мира. Если у кого-то есть замки, значит, что эти города возникли намного раньше Душанбе, значит, это место было освоено людьми раньше, и там другая культура и история. Ну, а в Центральной Азии? Ведь не снесли же исторические постройки в Самарканде и Бухаре. И в Москве брусчатку на Красной площади не заменили на более удобную плитку, а время от времени вынимают и перекладывают заново. И неважно, какой высоты здания! Вот, например, в тех же Соединенных Штатах в некоторых старых городах, которые основали еще первые поселенцы из Европы, центр города остается неизменным. И здания высотой могут не превышать 3-4 этажа. И люди живут в таких зданиях со старинными лифтами, узкими окнами и пр. Да ещё и какие деньги за это платят! Просто это имеет свою ценность как история!
Примеров разумного использования исторических зданий в центре предостаточно. В центре города Пскова наш земляк, бывший душанбинец, Евгений Гольман (когда-то в своё время архитектор из Гипростроя) переделал памятник архитектуры XIX века в гостиничный комплекс. Причем снаружи здание все сохранено как было, а внутри - это современная гостиница со всеми необходимыми атрибутами. Или ещё пример. В одном из центральных кварталов Гамбурга оставалась фабрика с железнодорожными подъездными путями. Город разрастался, и старая фабрика стала уже не нужна. Её не снесли! Но полностью реконструировав внутри и отремонтировав внешне, превратили в прекрасную библиотеку с хранилищем, а также с огромными залами для выставок и фестивалей.
Строить новое, не разрушая старое
Сохранение облика старого Душанбе, бесспорно, очень важно. Тем более что его новому облику многие жители города, как оказывается, и не рады:
- Те здания, которые строятся в г. Душанбе, да и не только в столице, - это наши ежедневные ошибки. Но разве это оправдание? Разве я, как житель столицы, обязан каждый день, проезжая через площадь Дусти, портить себе настроение видом нового здания библиотеки, получать нулевое настроение из-за «Душанбе-Плаза», комплекса «Душанбе-80»?
- Если посмотреть на то, что получилось после реконструкции парка имени А.Рудаки, когда построили Дворец нации, Национальную библиотеку, монумент Герба и флагшток, можно сразу увидеть, что площадь Дусти утратила своё свойство как площадь. Статуя Сомони уже не центральная доминанта. Новая библиотека уже властвует над всеми. А площадь Дусти стала простым коридором, с пустым боковым рядом.
- Центральную площадь надо как-нибудь восстановить, из-за ошибок с перечисленными зданиями. Вот поэтому и приходится искать новые решения. Сейчас вот предлагают снести и здания Главпочтамта, кинотеатра «Джами» и здание Минсельхоза. Но это же не правильно! Как вы понимаете, все это - из-за прежних ошибок!
- Будущее будет, но не своё, а навязанное кем-то... И тогда будут потеряны все культурные ценности нации, а приобретены чуждые народу традиции и культура. Потому что, если стереть в центре города то, к чему все привыкли, город потеряет своё собственное лицо, и память миллионов будет предана забвению навсегда.
- От новых новостроек веет больше европеизмом, никаких восточных новых мотивов нет. Сколько деревьев погубили под эти застройки. Власть, наверно, взялась основательно уничтожить этот прекрасный, любимый город Душанбе. Центр, мне кажется, нельзя трогать - это достопримечательность и память нашего детства.
- За послевоенный период (с 2000г.) уничтожены:
1. Путовский/«Баракат» - самый старый базар города. Из-за этого вся нагрузка легла на Зеленый, который тонет в грязи и скоро лопнет от перенаселения.
2. Парк Ленина со всеми его деревьями, аллеями, аттракционами, площадками, эстрадами и кафе.
3. Горбольница со старейшим зданием города, построенным русскими офицерами в 1910-х годах.
4. Дом офицеров с уютным концертным залом.
5. Стадион «Динамо» с площадками и футбольным полем, где дети посещали секции и где выпускали чемпионов мира.
Вместо этой обширной территории - от Путовского спуска до здания КГБ и кинотеатра «Джами» - огромная ВИП-зона, куда никто не ходит и которая предназначена для так называемых правительственных зданий. Культурная пустыня. Дыра, откуда вынули сердце города.
Специалисты не раз предупреждали власти города о том, что мягкие, пронизанные мелкими речками осадочные лессовые почвы центра города непригодны для возведения небоскрёбов. Тем не менее, строительство многоэтажек продолжается. Стекло и бетон упорно отвоевывают у исторического Душанбе одно здание за другим, теряются городом памятники архитектуры и исторические места, связанные с памятью людей нескольких поколений.
Был когда-то в Душанбе мощный Институт сейсмологии и сейсмостойкого строительства Академии наук. Там, под руководством ученого-сейсмолога с мировым именем академика Собита Негматуллаева работало около 1000 сотрудников. И они не позволяли просто так строить "башни" на местах разломов. Они такие несговорчивые были, ругались, «тыкали носом» в прогнозы и научные разработки тех, кто не понимал, что такое "усиленная зона риска".
Вот что говорит академик Собит Негматуллаев:
«Прогнозировать землетрясения можно. Но в настоящее время вся система прогнозирования в Таджикистане нарушена. Из 45 сейсмических станций, существовавших в Таджикистане во времена СССР, сегодня осталось всего несколько. В 1997 году мы же вообще были на уровне 1939 года – времени создания первой сейсмостанции в Таджикистане.
Раньше была другая ситуация, было много техники, оборудования, аппаратуры, в Таджикистане действовал региональный Центр по прогнозированию землетрясений Советского Союза. Здесь мы обрабатывали и контролировали сейсмологическую ситуацию по всей Средней Азии. Вокруг Душанбе много сейсмических очагов, но самый опасный из них – Каратагский, который в последний раз проявил свою силу в 1907 году, почти век назад, и тогда погибло свыше 12 тысяч человек. Если он проснется вновь, то последствия будут непредсказуемыми. Сегодня люди часто самовольно убирают в квартирах перегородки, проводят перепланировку комнат, причем совершенно не соблюдая нормы строительства. Все это приводит к резкому ухудшению состояние жилого фонда, в том числе и в смысле сейсмостойкости.
Любое строительство надо приветствовать, но надо, чтобы это строительство учитывало все факторы, которым в дальнейшем будет подвержено новое здание. При грамотном учете сейсмического фактора можно строить в любых условиях. В этом случае землетрясения не нанесут никакого урона.
Раньше у нас в столице была одна из лучших систем предупреждения землетрясения среди столиц СССР. В 15 пунктах на зданиях и сооружениях были поставлены так называемые "черные ящики", которые записывали все землетрясения, и мы тогда знали, какой участок сотрясается больше, какой - меньше. К сожалению, во время гражданской войны все это было уничтожено. В настоящее время ведутся переговоры с международными организациями о финансировании восстановления этого проекта. А пока этого нет, не исключается возможность, что землетрясения будут наносить нам большой ущерб».
Хотя, например, в Душанбе есть район высотных зданий, построенных на берегу реки Душанбинки. Вот микросейсморайонирование этого квартала выполняли специалисты Института сейсмологии ещё до гражданской войны 90-х годов. И они ещё тогда дали полное «добро» на строительство там высотных сооружений. И таких площадок в городе на самом деле не так уж и мало, и район этот когда-то так и назывался - Центральным. Но располагаются они совсем не в старом центре города Душанбе.
…Можно сказать, что города - они как люди. Те тоже, ежесекундно меняясь, идут по жизни вперед, не оглядываясь, и лишь однажды, взглянув в зеркало, замечают, что стали другими.
Вот также и город, когда проходит «точку невозврата», из которой выходит изменившимся настолько, что его уже невозможно узнать, – он становится совсем другим, для многих – просто чужим.
И очень не хочется когда-нибудь произнести такую фразу своим детям и внукам:
«Я жила у подножья гор в красивом городе. Вон они эти горы, и там когда-то был мой дом, которого теперь нет».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.