Начальник отдела политики и информации представительства Евросоюза в Душанбе ответил на вопросы Озоди в связи с событиями в Хороге.
Имя И. Нитраи в последние дни часто произносится на уровне сотрудников власти Таджикистана, а чаще в комментариях некоторых проправительственных групп в социальных сетях в связи с его последней встречей в Хороге с одним из бывших полевых командиров Бадахшана Махмадбокиром Махмадбокировым. Встреча происходила в период визита европейских дипломатов в Хорог, который состоялся 10-14 мая в рамках реализации программ ЕС в Бадахшане.
Озоди: Г-н Нитраи, отвечая на вопрос о предмете вашей беседы с М.Махмадбокировым, персоной неоднозначной в глазах властей Таджикистана в Хороге, вы говорили, что речь шла о ситуации в Афганистане и возможных угрозах безопасности региону после вывода войск НАТО к концу году. Но, видно, эта ваша встреча пришлась не по нраву властям в Душанбе. В интервью Озоди вчера, в день, когда произошли события в Хороге, Амиркул Азимов, бывший Секретарь Совбеза и ныне глава Комитета по безопасности и обороне в парламента Таджикистана задался вопросом о целесообразности вашей встречи с полевым командиром и возможных попытках дестабилизировать ситуацию в Бадахшане. Можете сейчас более подробно рассказать о той встрече?
Нитраи: (смеется) Не понимаю, какая может быть связь между моим визитом в Хорог и вчерашними событиями в этом городе? Насколько мне известно, вчера была попытка остановить машину, машина не остановилась и затем началась стрельба. На прошлой неделе двое моих коллег из Брюсселя были здесь, мы посетили регион. Я не вижу связи в стрельбе по машине и дипломатической миссии в регион. В регионе мы провели несколько встреч с главой области, с мэром, с главой ведомства по борьбе с контрабандой наркотиков. Кроме того, в рамках множества других встреч, мы провели встречу и с представителями различных махаллей. Насколько мне известно о Махмадбокирове, раньше он возглавлял пограничную службу в Мургабе. Да, он участвовал в гражданской войне, затем было перемирие, и все это уже прошлое. Это совсем другая история. Что касается сегодняшних дней, мы (ЕС) представлены в регионе в рамках программы BOMСA – это Программа по управлению границами в ЦА. К примеру, в этот момент я нахожусь на погранпункте Джомарджи Боло в Афганистане, по ту сторону таджикской границы и участвую в церемонии инаугурации. Этот пункт был построен при финансовой помощи ЕС и ООН (по программе BOMNAF). Я не вижу ничего дурного в том, что в рамках программ ЕС европейские представители посещают границы стран, в которых они аккредитованы. Это обычная процедура. Я, конечно же сожалению, что произошло такое совпадение и я не вижу никакой связи в этих событиях.
Озоди: Все же, о чем конкретнее шла речь на вашей встрече с Махмадбокировым?
Нитраи: Это была одна из многих наших встреч и тема бесед была одна и та же на всех этих встречах. Сейчас 2014 год. Мы хотим знать возможные последствия вывода войск НАТО из Афганистана. Мы хотим услышать мнения на разных уровнях – на уровне правительства, местных жителей, махаллей. Это важно ради получения общей информации, проведения анализа, чтобы понять ожидания людей от предстоящих событий ради того, чтобы получить некое представление о политике безопасности Таджикистана и Афганистана в свете предстоящих событий. Эта встреча не имела ничего особенного и мне действительно немного удивительно знать, что местная пресса усиленно интересуется этим, потому что мы обращались с одинаковыми вопросами ко всем.
Озоди: Г-н Нитраи, что вы думаете по поводу событий 21 мая, произошедших в Хороге? Неожиданно порядка 300 молодых людей совершили беспорядки, подожгли здания местных правоохранительных органов. Все это произошло через два года после военной операции в Хороге.
Нитраи: Вы знаете, у меня такое ощущение, что между определённой частью населения и властями существует недоверие. Мы хотим как-то решить эту проблему и поэтому мы выполняем программу, цель которой примирение между местным населением и властями. Это – одна страна, и в одной стране власть и население должны жить в мире и согласии. Мы хотим помочь в процессе примирения сторон. Если говорить о вчерашних событиях, у меня, конечно, нет детальной информации, и все, что я знаю, это то, что я прочитал в прессе, включая местные СМИ. Как говорится в сообщениях, это инцидент, связанный с машиной. В любом случае, это событие вызывает сожаление, несколько человек погибли, есть раненые. К сожалению, такое случается.
Озоди: Не думаете ли вы, что вчерашние события могут послужить дурным сигналом для Запада и прежде всего властей Таджикистана в перспективе вывода войск НАТО из соседнего Афганистана?
Нитраи: Я бы не стал идти так далеко. То, что я вижу на данный момент, события исходят из одного инцидента с машиной.
Озоди: А что же по поводу протестных акций и сжигания важных государственных ведомств – милиции, суда, прокуратуры?
Нитраи: Да, это печально и вызывает сожаление. Жаль, что все обернулось таким образом. Очень жаль, что пострадали и погибли люди. Да, это ужасно…
Беседовала Хиромон Бакозода