Делегации из числа представителей лесного хозяйства Кыргызстана и Узбекистана побывали в рамках центрально-азиатского исследовательского тура в Таджикистане в начале этого месяца.
В течение восьми дней участники знакомились с текущим состоянием дел в лесном секторе Таджикистана, с происходящими институциональными реформами и запускаемым инвестиционным проектом Немецкого банка развития (KfW), с особенностями модернизированной законодательной базы и методами управления лесными ресурсами в разных климатических условиях, с внедренными и успешно реализованными подходами по совместному управлению лесами (СУЛ) с целью их восстановления, использования и защиты.
Как сообщили «АП» в представительстве KfW, данный тур был организован в рамках проекта Европейского Союза FLERMONECA («Управление лесами и биоразнообразием, включая мониторинг окружающей среды»), реализуемый Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ), и нацелен на региональный обмен опытом, налаживание сотрудничества в области управления лесами и анализ происходящих процессов реформирования лесного сектора Таджикистана.
В первый день исследовательского тура участникам были презентованы осуществленные и текущие институциональные изменения в лесном секторе Таджикистана, разделение функций и ответственности между различными подразделениями и учреждениями. Они смогли ознакомиться с программой повышения квалификации лесников. Был рассмотрен Лесной кодекс РТ и его различия между соответствующими законами в Кыргызстане и Узбекистане. Оживленную дискуссию вызвал подход по совместному управлению лесами (СУЛ), внедрение которого в разных странах имеет свои особенности. Например, закон «О лесе» в Узбекистане существует с 1999 года и в него включены понятия «аренда» и «арендодатель», но не входит термин «СУЛ». В Кыргызстане в настоящий момент обсуждается новая концепция управления лесными ресурсами и вводится новое понятие – совместное управление лесными ресурсами (СУЛР), причем на основе многостороннего партнерства территориальных структур госоргана (Госагентства) и органов местного самоуправления, местных сообществ и других заинтересованных сторон. В Таджикистане подход СУЛ был успешно апробирован в Горно-Бадахшанской автономной области с 2006 года и затем законодательно закреплен в Лесном кодексе.
Кроме теоретических сессий тур включал в себя практическую часть, во время которой участников вывозили в лесхозы в различных районах страны, где они могли ознакомиться с совместной деятельностью государственных структур и частных лесопользователей. Были представлены примеры вовлечения местного населения в управление лесными ресурсами, когда используются частные инвестиции и извлекается обоюдная выгода. Например, это практикуется на территории лесопитомников Вахдатского лесхоза - частных и принадлежащих лесхозу, в которых выращиваются многие сорта фруктовых, плодовых и хвойных деревьев, подходящих для климатических условий Таджикистана. Особое впечатление на участников тура произвел лесопитомник Абдурахима Назарова, арендующего на территории лесхоза 17 гектаров земли и выращивающего более 35 видов хвойных и фруктовых сортов деревьев. Здесь применяется новый метод окулировки, т.е. прививки плодовых и декоративных растений одиночной почкой, когда она проводится в течение первого года после посадки. Обычно окулировку проводят на второй и третий год, а в этих условиях новый метод показал хорошие результаты. Кроме того, здесь выращивают и такие необычные для данной местности деревья, как иранская туя, кипарис, магнолия, китайские яблоки и др. Таким образом, привлечение частных инвестиций способствует повышению дохода лесопользователей и развитию лесхозов.
Следующий полевой выезд состоялся в Дангаринский лесхоз, известный со времен Советского Союза своими фисташковыми плантациями. На его территории в 62860 гектаров (высота 900-950м над уровнем моря) на богарной земле (неорошаемой) фисташковые плантации занимают более 14 тысяч гектаров, часть из которых сдается в аренду местным жителям. Таким образом, здесь также используется механизм разделения доходов между местным населением и лесхозом. Фисташку называют деревом-комбинатом, так как все ее части (древесина, листья, плоды, смола) могут быть использованы людьми для своих нужд. Для Центальной Азии фисташка особенно ценна тем, что может успешно расти и плодоносить в исключительно засушливых условиях. После распада СССР Дангаринский лесхоз не только сохранил фисташковые деревья, но и интенсивно работает над увеличением их количества, высеивая для этого специально отведенные территории. При осмотре плантаций таджикские и узбекские коллеги вспомнили совместное сотрудничество, когда доктор сельскохозяйственных наук Галина Михайловна Чернова, широко известная своими трудами в области выращивания фисташковых деревьев, выявила в Таджикистане новые сорта и до сегодняшнего дня продолжает вносить огромный вклад в ее выращивание в Узбекистане. Ее «наследники» из двух стран встретились спустя годы и делились опытом ухода за этой важной садовой культурой.