Если кто-то подарит знакомому чиновнику на свадьбу, или какое другое торжество подарок стоимостью в 401 сомони, его могут обвинить в даче взятки.
Государственным чиновникам дарят различные подарки. От ножей, кинжалов с инкрустированными рукоятками, до легковых машин или домов. Когда подарок слишком дорог, у многих возникают сомнения по поводу целей дарителя. Но до сих пор не были определены пределы, за которыми подарок считался бы взяткой.
В проекте, который подготовлен Агентством по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана, с целью внесения изменений в действующее законодательство, говорится, что подарок, стоимостью более 400 сомони считается взяткой.
Начальник управления по предотвращению коррупции в антикоррупционном ведомстве сообщил Радио Озоди, проект составлен на основании рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развитиями на его основе в законодательство .
По его словам, « в проекте мы определили также требования и обещания взятки также, а также размеры подарка для чиновников. Если стоимость подарка будет выше – он будет расценен как взятка».
Юсуфов добавил, в настоящее время эти показатели определены в размере 40 сомони- одного расчетного показателя, но в зависимости от инфляции, эта цифра будет корректироваться.
Агентство выдвинуло эти предложения по рекомендации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию. Эта международная организаций последние два года рекомендовала Агентству по борьбе с коррупцией потребовать объявление преступлением не только дачу взятки, но и требование взятки.
Это одно из 17 условий Агентству по борьбе с коррупцией, в которых говорится, что Таджикистан также должен определить и стоимость подарка, данного в качестве взятки.
Абдурахмон Ватанов, судья Верховного суда, который теперь находится на пенсии, говорит, что закон «О государственных служащих» определяет порядок и нормы определения подарков.
Ватанов говорит: «коррупция, действительно явление многогранное. Но я не считаю необходимым внедрение этих положений в Уголовный кодекс в виде отдельных статей.
Если мы будем внедрять все в УК, так там места не останется.
Правовед Шокирдон Хакимов считает, проблема Таджикистана в том, что внесение изменений и дополнений в законодательство не изменит ситуацию. По его словам «можно внести изменения в десятки других законов. Но так как нет методов анализа государственного правления, отдельные ветви власти не самостоятельны, и в том числе и судебная структура, отсутствует парламентский контроль.
Хакимов говорит, что только что вернулся из поездки по Северу Таджикистана, где стал свидетелем широкой коррумпированности. По его словам, теперь в местных органах власти нельзя решить сааме обычные вопросы не дав взятку чиновнику.
Абдулло Ашуров