С 2006 по 2013 годы общее число жертв торговли людьми в Таджикистане достигло 500 человек, основное количество которых составляют именно жертвы трудовой эксплуатации. Об этом сегодня в ходе Форума «Роль Сети НПО в предотвращении торговли людьми» сообщила эксперт Международной организации по миграции (МОМ) в Таджикистане Гулчехра Ибрагимова.
По ее словам, так как Таджикистан на сегодня является страной исхода трудовых мигрантов, за последние три года особо ощутимо увеличение числа жертв именно трудовой эксплуатации.
«Проблема трафика людей в Таджикистане существует, но я считаю, что увеличилось не число жертв, а их выявление, поскольку информированность людей о существовании организаций и структур, занимающихся непосредственно жертвами трафика, стало лучше. Я не исключаю, что есть еще много людей, особенно женщин, которые до сих пор скрывают факт того, что они стали жертвой любого вида эксплуатации. И происходит это, прежде всего, от страха стигматизации со стороны общества», - говорит эксперт.
По ее словам, НПО, занимающиеся жертвами трафика, в основном оказывают реабилитационную и реинтеграционную помощь только людям, которые непосредственно к ним обращаются.
«Поэтому именно сейчас, осознавая важность информированности людей в этом направлении, все НПО и соответствующие госорганы работают над осведомлением общества о существовании такой проблемы как торговля людьми и необходимости своевременного обращения в соответствующие структуры и организации для получения помощи. Это важно для того, чтобы они не становились жертвами, а если уж стали, то чтобы не скрывали факт, а обращались за помощью по реабилитации и реинтеграции», - отмечает Ибрагимова.
В этом направлении для повышения эффективности работы, говорит эксперт, планируется привлечь и таджикское духовенство, которое должно объяснять прихожанам, что никто не защищен от эксплуатации и к жертвам торговли людьми надо относиться толерантно.
В ходе Форума Саноат Салиева, председатель Центра социально-правовой поддержки женщин и подростков «Фемида» рассказала, что сейчас из России поступили люди, которые стали жертвами трудовой эксплуатации. «Есть также мужчина, который в течение трех лет вместе с семьей находился в рабстве. Он был там и каменщиком, и арматурщиком, и работал на кирпичном заводе. У него нет сертификата по специальности. Несколько раз был на ярмарке труда, но не мог себе найти работу, поскольку не имеет диплома или сертификата. В этом направлении неоценима роль министерства труда, миграции и социальной защиты населения РТ, которое помогает организовывать таким жертвам учебу, дает им сертификаты о получении специальности», - рассказала Салиева.
Участники форума отметили, что в Таджикистане еще в 2006 году была организована Сеть НПО «Умед», в которую входят 10 общественных организаций, и особенно в последние несколько лет работа сети улучшилась по выявлению, перенаправлению и поддержке жертв трафика. Также было отмечено, что среди более 70 НПО Центральной Азии, работающих в этом направлении, 3 организации из Таджикистана были признаны лучшими со стороны USAID в номинациях лучшая реинтеграционная помощь, лучший центр поддержки и помощи жертв торговли людьми и лучшая горячая линия.