Вниманию председателя Верховного суда РТ Н. Абдуллоева
Решение судьи города Вахдат - разрешить строительство автодороги на пути опасного русла селепотока может привести к трагедии.
В редакцию «АП» пришло письмо-обращение на имя главы Верховного суда от почетного работника Генеральной прокуратуры РТ, советника юстиции 1 класса Абдуджалила ЮСУПОВА.
«В ЦЕНТРЕ села Гургхурда джамоата им. К. Исмоилова Вахдатского района расположен сой (овраг), имеющий площадь водосборного бассейна около 4,5-5 км2. В периоды выпадения интенсивных атмосферных осадков ежегодно по сою проходят значительные паводки и грязные сели, формирующиеся за счет интенсивного роста овражной сети в адырной зоне – в верховьях соя.
Небольшая площадь поперечного сечения русла соя возле домов Саидовых, Толибовых и др. жителей этого села, шириной 3-5 м и глубиной до 2-5 м не обеспечивает полного пропуска селевых масс и паводковых вод. По этой причине селевые массы и паводковые воды, часто переполняя русло соя, заливают поверхность трассы и образуют смертельную опасность для жителей кишлака.
Например, селевые потоки этого соя в 1984 году затопили дом и двор Толибова Г., а в 1986 году полностью смыли и унесли жилой дом и всё личное имущество семьи Саидовых. С помощью хукумата г. Вахдат они заново, на прежнем месте, на расстоянии 1-го м от правого берега соя восстановили новый дом, в котором проживают по сей день.
В январе 2013 г. пятеро жителей этого села с заявлением обратились в хукумат Вахдата, чтобы им разрешили засыпать сой на месте прохода русла селевых потоков и самим построить автодорогу к своим домам.
Хукумат г. Вахдат с привлечением специалистов обследовал местность и пришёл к обоснованному выводу, что, согласно СНИП-ам РТ за январь 1988 г. «Планировка и строительство населенных пунктов», путем перекрытия или сужения берегов соя строительство автодороги на этом участке запрещено, т.к. эта затея может создать большую опасность и угрозу для жизни, здоровья, имущества, жилья и хозяйства семьи Саидовых и других, кто проживает на берегах соя.
Эти выводы хукумата были законными, потому что:
а) согласно требованиям вышеуказанных СНИП-ов, запрещено строительство каких-либо объектов на расстоянии до 10- 20 метров от берегов подобных селепотоков;
б) согласно ст. 15 Градостроительного кодекса РТ, решение вопросов строительства местных автодорог входит в компетенцию местных госорганов исполнительной власти, а не являются прихотью отдельных лиц.
Об этом своем обоснованном решении хукумат Вахдата 05.02.2013 г., исх. №658-3 письменно уведомил энтузиастам-заявителям.
Но им этот ответ был не по душе, и они 26.02.2013 г. с исковым заявлением обратились в суд г. Вахдат, но не для отмены этого решения, а об устранении препятствий, чинимых, по их мнению, семьёй Саидовых в строительстве автодороги на пути русла селевых потоков.
Это заявление не соответствовало требованиям ст. 22 Закона РТ «Об автомобильных дорогах и деятельности дорог» от 10.05.2002 г., ст./ст. 7 и 31 Земельного кодекса, ст. 66 Градостроительного кодекса РТ. Согласно им, истцы должны обязательно соблюдать процедуру досудебного обращения с заявлением и представить суду такие правоустанавливающие документы, как решение хукумата г. Вахдат и сертификат землеустроительного комитета г. Вахдат о выделении им этого земельного участка и его использовании для этой стройки, а также утвержденную смету и проект этого объекта, заключение инженеров-геологов, инженеров-геодезистов на возможное и безопасное строительство автодороги на этом земельном участке путем засыпки или сужения русла селепотока соя, положительное заключение госэкспертизы и разрешение местного госоргана архитектуры на это строительство, лицензию на занятие этой фермой предпринимательством.
Только с соблюдением и выполнением всех этих обязательных досудебных процедур истцы вправе были с заявлением обращаться в суд и к своему иску приложить эти доказательства.
Но они - ни во время, ни после подачи иска - не соблюли эту процедуру и не представили суду каких-либо доказательств, подтверждающих законность их исковых требований.
Судья Одинаев М. Х. явно видел, что истцами не соблюдена упомянутая процедура, что их требование не соответствует вышеуказанным СНИП-ам, а также, что ими не выполнены правила ст. 134 ГПК, т. е. в своём иске они не указали обстоятельства, на которых основывают свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Однако, вопреки требованиям законов, строительных норм и правил, он принял данный иск и стал его рассматривать.
А проходящие по делу ответчики Саидовы в опровержении иска в порядке ст. 152 ГПК РТ суду представили два заключения специалистов Главного управления геологии при правительстве РТ; совместное заключение комиссии в составе главного архитектора управления по экспертизам проектов строительства и архитектуры РТ, главного специалиста Комитета по надзору за строительством и архитектурой, главного архитектора хукумата г. Вахдат, председателя местного госоргана исполнительной власти – джамоата им. К. Исмоилова Вахдатского района; заключение Минтранспорта РТ; ответ хукумата г. Вахдат от 05.02.2013 г. за №6583; заключение госслужбы по надзору в сфере строительства и архитектуры при правительстве РТ. Согласно данным документам, запрещалось строительство этой автодороги на спорном месте ввиду его большой, угрожающей опасности для семьи Саидовых и др. жителей этого кишлака, проживающих на берегу соя.
С целью проверки и оценки достоверности вышеприведенных ответчиками доводов и доказательств, суд г. Вахдат по ходатайству Саидовых от 07.06.2013 г. назначил комплексную судебно-строительную экспертизу, производство которой поручил экспертам судебно-криминалистических экспертиз Минюста РТ.
В определении было указано, чтобы экспертизу проводили совместно со специалистами Комитета по надзору за строительством и архитектурой, а также Главного управления геологии.
Однако эксперты-«всезнайки» этого министерства, нарушив требование ст. 15 ГПК РТ, исполнение которого для них было обязательно, не выполнили это определение суда. Экспертизу проводили сами, без участия, указанных судом, специалистов и 24.06.2013 г. они дали неверное заключение, которое не было аргументировано никакими СНИП-ами РТ, и в котором не была дана оценка доводам и доказательствам ответчиков, представленным суду.
Поэтому суд не принял данное заключение и по ходатайству ответчиков определением от 05.08.2013 г. по делу повторно назначил комплексную судебно-строительную экспертизу, производство которой вновь поручил экспертам этого министерства, и снова потребовал, чтобы они экспертизу проводили с участием специалистов, названных в первом определении суда – комитета и управления геологии РТ.
И во второй раз упрямые эксперты данного министерства самовольно игнорировали определение суда г. Вахдат от 05.08.2013 г., т. е. не пригласили специалистов, названных судом учреждений, для проведения совместных исследований и дачи профессионально грамотного, мотивированного, беспристрастного заключения по делу. Они вновь сами дали заключение, хотя не являются специалистами в области геологии, геодезии и надзора за строительством и архитектурой. И в этом заключении вновь были оставлены неисследованными и неоцененными вышеприведенные доказательства, представленные суду ответчиками, а именно: заключения ведущих специалистов РТ для установления их достоверности или недостоверности обстоятельств дела, т. е. не выяснено и не устранено существенное противоречие между собранными и представленными суду ответчиками доказательствами и доводами с другими материалами дела.
Судья Одинаев М. Х. явно видел, что имеющиеся в деле заключения ведущих специалистов названных выше госорганов, решение хукумата г. Вахдат, обоснованные на законах, доводы и доказательства, предоставленные суду ответчиками, требования вышеприведённых СНИП-ов РТ, кодексов и законов РТ, ничем не опровергнуты. Видел, что заявителями не соблюдена процедура досудебного обращения, экспертами преднамеренно дважды бойкотированы вступившие в законную силу и обязательные для исполнения его определений от 07 июня и от 05.08.2013г., а также, что эксперты в своём заключении от 23.09.2013г. руководствовались недействующими СНИП-ами РТ.
Однако он сам, не настаивая на исполнении своих же двух определений по делу, принял явно незаконное и необоснованное, двусмысленное решение, принятие которого законом строго запрещено, а именно:
1. удовлетворил иск, разрешил строительство автодороги на пути опасного русла селепотока;
2. обязал истцов, чтобы с целью осуществления этого строительства они получили разрешение местного госоргана исполнительной власти.
«Судья толкает истцов на беззаконие»
МЫ – жители Вахдата в сильном недоумении от такого неконкретного решения: если иск следует удовлетворить, тогда зачем получать разрешение местного госоргана исполнительной власти? И наоборот - если необходимо, чтобы истцы получили разрешение местного госоргана исполнительной власти, то зачем удовлетворять иск?
Также, зачем заявителей впустую и напрасно пропускали по второму кругу беготни по коридорам хукумата г. Вахдат для получения разрешения на это строительство, когда они один раз уже прошли эту дистанцию и получили твердый, однозначный отрицательный ответ этого хукумата о запрещении этого строительства. И этот ответ лежит у Одинаева М. Х.
Далее, если решение вопроса строительства этой автодороги входит в компетенцию хукумата Вахдата, то с какой целью Одинаев М. Х., превысив свои служебные полномочия, напрасно принял данное гражданское дело к своему производству?
Ёще печальнее то, что судья после оглашения своего решения, обращаясь к истцам, заявил: «Путем хашара стройте себе на здоровье автодорогу». То есть, в открытую он толкает истцов на беззаконие, на самоуправство, чтобы они стихийно, самовольно, без соблюдения действующих СНИП-ов, без подготовленного и утвержденного в хукумате Вахдата проекта и сметы, без привлечения для строительства автодороги генподрядчиков, без учёта риска огромной опасности для здоровью, а то и жизни многих жителей этого кишлака начали строить дорогу.
Мы уверены, что если это явно незаконное, необоснованное, опасное решение суда г. Вахдат останется в силе, то не сегодня-завтра, с началом паводков, оно превратится в смертельный приговор для семьи Саидовых и других людей, кто проживает в низовье этого страшного селепотока».