В столице Таджикистана только 30% детей школьного возраста являются совершенно здоровыми, остальные 70% страдают различными заболеваниями. Об этом в ходе II Международной научно-практической конференции «Развитие инклюзивного образования: проблемы, поиск путей решения» сообщил профессор Научного центра педиатрии и детской хирургии министерства здравоохранения страны Амонулло Вохидов.
По словам Вохидова, несколько недель назад Научный центр педиатрии и детской хирургии завершил большое исследование, согласно которому, в Душанбе на сегодняшний день насчитывается 29,2% здоровых детей.
«Из остальных 70% детей школьного возраста, около 7% имеют хронические заболевания или определенную группу инвалидности. 65,5% детей относятся к так называемой группе часто болеющих или являются носителями какой-либо вирусной инфекции», - сказал Вохидов.
По его словам, было также установлено, что число хронических болезней у детей возрастает уже с 4-хлетнего возраста.
Вохидов также добавил, что министерства здравоохранения и социальной защиты; образования и науки; труда, миграции и занятости населения республики должны совместно решать вопросы о возобновлении медицинской помощи детям в общеобразовательных школах и отнестись к данной проблеме намного серьезнее.
Между тем, затрагивая тему образования детей с ограниченными возможностями, Замира Джумаева, чья дочь с синдромом Дауна не могла первые годы своей жизни ходить в детский сад, сказала, что сейчас она и ее ребенок находятся на очень сложном этапе развития. «Инклюзивное образование в Таджикистане только начинает внедряться и поэтому нам приходится сложнее. Когда передо мной встал вопрос, в какую школу отдать свою дочь, поскольку я поняла, что ей в любом случае необходимо получить образование, я столкнулась с проблемами. В первую очередь, началось недопонимание с руководством школ: кто-то не хотел брать, кто-то принципиально отказывался. Но после мы все же нашли общий язык с директором столичной школы №28. Но проблема обустроенности школ все же остается для нас проблемой номер один», - посетовала Джумаева.
Однако, по словам замминистра образования и науки Таджикистана Фархода Рахимова, к 2030 году все общеобразовательные школы до единой перейдут на систему инклюзивного образования.
«Инклюзивное образование для министерства образования и науки считается самым приоритетным направлением работы. В советское время в нашей республике дети с инвалидностью обучались в спецучреждениях. Поэтому какое-то время мы не могли внедрить инклюзию, в силу того, что не было кадров, с точки зрения инфраструктуры наши школы не могли обеспечить нужные условия таким детям. Сегодня же, материальная стабильность в республике постепенно улучшилась, и большие инвестиции делают возможным внедрение инклюзивного образования. Исходя из составленной министерством Национальной стратегии развития системы образования на 2020 год, мы можем с уверенностью сказать, что к 2030 году мы можем полностью внедрить систему инклюзивного образования в Таджикистане», - отметил замминистра.
По мнению регионального менеджера ИОО-ФС по части поддержки образовательных программ Кэйт Лапхам, Таджикистан вполне может к вышеуказанному сроку реализовать данную идею, поскольку сейчас в Таджикистане идут реформы в области образования: подготовка учителей и переоборудование школ, что будет способствовать плавному внедрению инклюзии.
Между тем, директор образовательного департамента Института Открытое Общество – Фонда Содействия в Таджикистане Назархудо Дастамбуев уверен, что инклюзивное образование не имеет такое узкое значение, как его понимают в Таджикистане.
«Какие дети являются более уязвимыми и склонны к инклюзии? Это дети, проживающие в бедных семьях, относящиеся к религиозно-культурным меньшинствам, высоко мобильные дети, не имеющие постоянного места проживания и дети с ограниченными возможностями. Исходя из этого, инклюзивное образование - это не только образование, которое нужно детям с ограниченными возможностями», - считает Дастамбуев.
II Международная конференция посвященная вопросам развития инклюзивного образования в Таджикистане прошла 21 ноября при поддержке Отделения Международной организации Института «Открытое Общество» - Фонда Содействия в Таджикистане в партнерстве c Министерством образования и науки страны, а также Академией образования Таджикистана.