Студенты вузов регулярно обращаются к главе государства с просьбой обеспечить их местом в общежитии. Только в Согде таких студентов более 20 тысяч, порядка сорока процентов из которых живут на съемных квартирах.
Борьба за место в общежитии идет на всех уровнях, причем нередко с помощью коррупционных методов.
ПЕРВАЯ фаза борьбы за место в общежитии стартует еще в мае каждого года. Тогда начинается набор абитуриентов по президентской квоте. Это самая престижная путевка в мир Университета. Выиграв квоту президента, абитуриент становится студентом на бюджетном отделении, обеспечивается хорошей стипендией и, конечно же, местом в общежитии с небольшой оплатой. В Худжандском госуниверситете, к примеру, квотник платит всего 300 сомони в учебный год. Это примерно 30 сомони в месяц. Выиграть такой билет не просто, когда количество претендентов превосходит число билетов в десятки раз. Родители за такое порою готовы предлагать деньги...
Диловар и Саидамир - студенты из разных регионов Согдийской области. Оба учатся в разных вузах. У них нет ничего общего. Единственное - они оба претендовали на получение президентской квоты, и оба не прошли отборочный тур.
- Потому что у нас везде процветает коррупция. Я был достоин президентской квоты. У меня были хорошие баллы. Я получил 63 балла, мой конкурент - якобы 75 баллов, но мне не дали с глазу на глаз встретиться с тем, кто выиграл квоту, - говорит Саидамир. - Сказали, что разница слишком большая, чтобы подавать апелляцию. Все не так.
- Такого не может быть, - говорит специалист областного отдела социального развития и связей с общественностью Минобразования Мирзотохир Набиев. – Отбор претендента на президентскую квоту очень строгий. На каждое место могут претендовать три выпускника школы. Жюри определяется только в день конкурса. Это значит, что заранее никто не знает, кто жюри и кому надо платить. Конверт с вопросами открывается при участии родителей, учеников и строгих наблюдателей из десяти человек. До окончания экзаменов никто не выходит из класса. Свои баллы ребята получают там же, немедленно.
Квотниками могут быть сироты, жители дальних регионов, таких как: Пенджикент, Айни, Горная Матча, Исфара и так далее. Третья категория – дети-инвалиды. Последняя категория - дети из малоимущих семей.
Написав заявление, люди из вышеназванных категорий могут стать участниками конкурса на квоту президента.
Плати и живи?
ПО данным областного отдела социального развития и связей с общественностью, сегодня 295 студентов только в ХГУ имени академика Б.Гафурова учатся по президентской квоте.
- Только три университета в области имеют право принимать студентов по президентской квоте – ХГУ, Политехнический университет и Горно-металлургический университет, - говорит Мирзотохир Набиев. - План приема студентов в высшие учебные заведения утверждается только при совместном согласии Минэкономразвития и торговли и Министерства образования. В этом году со стороны администрации области были капитально отремонтированы общежитие №3 для девушек и общежитие №9, предназначенное для парней.
Сегодня в области функционирует шесть больших университетов. Только в ХГУ имени Б.Гафурова учатся около 12 тысяч студентов, семь тысяч из которых учатся на очном отделении. Такой огромный университет имеет пока всего лишь 7 общежитий, половина из которых нуждаются в ремонте.
«Знаете, что интересно? - говорят выпускники 2013 года факультета филологии ХГУ. – У нас в общежитии ХГУ жили студенты с ТГУ. Тогда мы платили всего сорок сомони в месяц, а они платили 50 сомони. Это когда наши однокурсники из Ганчи и Канибадама были квартирантами и платили триста сомони за четверых в месяц. Так не только в ХГУ, так везде. Лучше заплатить один раз сто долларов кому-то в карман, чем по сто сомони в течение пяти лет за квартиру», - резюмируют они.
«Если немного заплатить, то можно выбирать даже этаж и комнату по вкусу, - говорит студент другого вуза. – Самое престижное место - это первый этаж или вдали от туалета».
Студентам нужна дисциплина
НА балансе Таджикского госуниверситета права, бизнеса и политики находится всего одно общежитие. Политехнический вуз тоже имеет всего одно общежитие, но по сравнению с другими оно является самым большим. А у Горно-металлургического универа два общежития. До недавних пор у Госуниверситета коммерции не было общежития, но, отремонтировав общежитие ПТУ №44, администрация вуза обеспечила жильем более 150 своих студентов из дальних районов.
…По словам жителей города Худжанда, отсутствие общежитий для студентов негативно влияет не только на процесс учебы, но и на моральные устои молодых ребят. Жительница 31-го микрорайона Худжанда Малохат говорит, что у них в доме живут студенты, у которых часто ночуют девушки. «Ребята говорят, что якобы это их сестры и однокурсницы, однако я не верю, что ребята из кишлаков Исфары или Канибадама могут позволять своим сестрам так одеваться. Это неприличные девушки», - отметила Малохат.
Житель 32-го микрорайона Косим-амак говорит, что выгнал студентов из своей квартиры, так как они привели туда проституток. «Теперь квартиру сдаю девушкам, они очень хозяйственные и благопристойные», - отмечает он.
Студентка пятого курса ТГУ говорит, что тратит более четырехсот сомони в месяц за проживание и питание в Худжанде, а если в семье два студента, то мало кто может осилить такие расходы. «Когда живешь в общежитии, не надо платит за свет или за воду, круглые сутки – даже зимой, когда свет отключают – есть электричество. В комнатах тепло. Самое главное, есть охрана и дисциплина», - говорит Фарзона.
Частное удовольствие
ЗАЙНИДДИН Каримов - выпускник Кыргызского госуниверситета им. Арабаева. Ему посчастливилось прожить один месяц в частном общежитии в городе Бишкеке. «У нас была строгая дисциплина, двухразовое питание и достаточно времени, чтобы только учиться. Таких условий в Таджикистане нигде еще нет, - говорит молодой теперь уже бизнесмен. – Уже тогда у меня созрела идея о создании частного общежития для студентов у себя в Худжанде».
И вот результат его идеи: частное общежитие на окраине города Худжанда. Пока оно рассчитано на 16 студентов из разных вузов. «Здесь студентов дважды кормят, - говорит заведующий общежитием. - Есть педагог, который следит за тем, чтобы они вовремя делали уроки. Есть место для отдыха, для стирки и для занятий спортом. До семи вечера все должны быть здесь, а то двери закрываются, и они могут оказаться на улице».
Для З. Каримова это бизнес. Далее он планирует арендовать большое помещение и открыть место для двухсот студентов, только парней.
- Для девушек пока нет планов, это большая ответственность, - говорит бизнесмен.
Стоит такое удовольствие 350 сомони в месяц. Пока для Зайниддина это экспериментальная цена, и, по его словам, доходов этот бизнес ему пока особо не приносит – не многие в состоянии платить такие деньги за проживание своих детей. Как далеко не многим везет получить квоту…
А вот первокурснице педагогического факультета ХГУ Нозанин Холиковой из города Канибадама повезло. Она квотница, и девушка (точнее, ее родители) не только не платит за учебу и жилье, но даже получает стипендию в 97 сомони в месяц. «Я ответила на 25 вопросов. Это был тест, - говорит девушка. – Мои родители и родители двух других девушек сидели в том же зале. На подготовку ответов нам дали три часа. Потом сразу же проверили все, потому что у них лежали готовые ответы. Я получила 80 баллов. Меня сразу поздравили. Однако одна из девушек расстроилась и сказала, чтобы провели заново, но ей отказали. Думаю, честнее этих экзаменов я еще не сдавала…».