Идею московского мэра - брать с мигрантов деньги при въезде в Россию, для «АП» прокомментировал российский политический обозреватель Андрей Захватов.
По моим оценкам, до 60 – 70 % трудовых мигрантов их стран Центральной Азии летят и едут в Россию не туда, где их ждет работодатель, а туда, где есть диаспоры из азиатских стран СНГ. Едут туда, где есть земляки, которые могут как-то помочь найти работу. Это подтверждается высоким процентом нелегалов в главных центрах миграционного притяжения России – в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Астрахани, Красноярске. Но моя оценка - экспертная, поскольку ни ФМС, ни другая структура никогда не проводили исследование этого очень простого вопроса. Возможно, этот процент даже выше.
Предложение Собянина брать деньги с въезжающих мигрантов не решит проблемы и приведет к взрывному росту грабежей, разбоя, краж, мошенничества, поскольку примерно 80% мигрантов могут взять на родине кредит на билет лишь в один конец, обычно в пределах 300 долларов. Арифметика тут очень простая. В центрально-азиатских странах СНГ просто нет такого объема наличных и нет такого числа кредиторов, которые могут дать мигранту деньги взаймы, чтобы он мог заплатить ощутимую сумму за въезд в Россию.
К примеру, если 1 миллион таджикских мигрантов возьмет кредит по 2 тысячи долларов, на это потребуется 2 миллиарда долларов, а это намного больше, чем половина годового бюджета Таджикистана. При всем своем желании гастарбайтеры таких денег в Таджикистане не найдут – их там физически нет. Кроме того, к дестабилизации в республике приведет вывод из оборота даже 1 миллиарда долларов, а эти проблемы не нужны ни Таджикистану, ни России. Значит, трудовые мигранты поедут в Россию без денег и будут прорываться на территорию России нелегально.
А, поскольку едут мигранты туда, где их работа не ждет, денег нет, а жить как-то надо, значительная их часть будет добывать в России деньги, еду и одежду с применением силы. Очень похожая ситуация была в СССР после Великой Отечественной Войны, когда голод и разруха в СССР привели к высочайшему уровню преступности. Однако эксперты московской мэрии, насколько можно понять, это не знают.
Будучи принятым в качестве закона, предложение Собянина будет стимулировать рост преступности, поэтому коренная причина горя россиян, которые пострадают от голодных мигрантов, будет заключаться не столько в несчастных людях, ставших преступниками, сколько в этой идее. Однако понимание непродуманности этой идеи у российских законодателей может наступить только тогда, когда либо известному депутату проломят голову, как полицейскому на московском Матвеевском рынке, либо когда изнасилуют и ограбят жену или дочь известного политического деятеля. Я сознательно даю такой мрачный прогноз – поскольку в России, к сожалению, очень часто бывает, что «пока гром не грянет – мужик не перекрестится».
Абсолютное большинство трудовых мигрантов едет в Россию с желанием зарабатывать деньги честным путем, а не преступлениями. На преступления их толкают внешние условия. Для решения миграционных проблем накоплен значительный мировой опыт. Эффект может дать, в частности, опыт 50-х годов прошлого века - организованный набор рабочих – своеобразных «трудовых батальонов», которых работодатели могли бы привозить в Россию на фиксированный срок, создавать им нормальные условия для работы и для жизни в охраняемых общежитиях, - чтобы они трудились, не бродили по городам и не помышляли о грабежах. Но проблему нужно решать не отдельными мерами, а комплексно. И воспользоваться мировым опытом никто не мешает.