О необходимости подписания Таджикистаном Конвенции о правах инвалидов в интервью «Азия-Плюс» рассказывает директор Регионального отделения ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы и СНГ Мари-Пьер Пуарье.
- Только одна страна в Центральной Азии ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов - это Туркменистан. Три страны на данный момент только подписали - это Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Таджикистан тоже имеет желание присоединиться к ним. На Форуме по вопросам защиты детей стран Центральной Азии возник вопрос, если мы пока не выполнили все требования или условия положений Конвенции, можем ли ее ратифицировать? Ответ - да, потому что здесь есть ЮНИСЕФ и если страна ратифицирует, причем чем раньше, тем лучше, по мере того, как будет идти сам процесс, страна берет на себя обязательство и заверяет стороны в том, что будет реализовывать необходимые меры, предусмотренные в Конвенции. Это будет выражением политической воли страны и решительным шагом в защите прав людей с инвалидностью.
Я на данном форуме увидела, что на самом деле в правительстве существует решимость и приверженность решать эти вопросы. Я думаю, что происходит диалог высокого уровня с представителями гражданского общества и ассоциациями родителей детей с инвалидностью.
Я считаю, что в то время, когда более 100 стран мира ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, было бы не совсем хорошо, если бы Таджикистан не вступил в ряды этих стран. Учитывая то, что Конвенция ООН о правах ребенка уже ратифицирована Таджикистаном, не вижу никаких проблем во вступлении и в другую конвенцию.
Как правило, комитет ООН, который рассматривает вопросы принятия стран в эту конвенцию, применяет достаточно разумный и справедливый подход, когда страны обращаются с намерением о ее ратификации.
- Какие рекомендации предлагает ЮНИСЕФ странам Центральной Азии, в том числе Таджикистану для решения проблем детей с инвалидностью?
- У нас есть 3 основные рекомендации: Первое - это решение вопроса изменения отношения к детям с инвалидностью и того, как их воспринимают, чтобы не было стигмы в отношении этих детей, чтобы в семьях и среди окружающих их людей не возникало мнения, что эти дети только могут создавать проблемы.
Я согласна с тем обсуждением, которое было на форуме и, кстати, поздравляю Таджикистан с таким успешным мероприятием. Я считаю, что инвалидность определяется той средой, в которой живут люди с ограниченными возможностями. Среда меняет отношение к таким людям. Насколько будут ограниченными эти возможности, зависит от того, что предлагает им город и среда, в которой проживают люди с инвалидностью - это любая инфраструктура, транспортные возможности, доступ к каким-то удобствам и услугам.
Вторая рекомендация - необходимо обеспечить сбор точных и достоверных данных о людях с инвалидностью. Иногда возникает ситуация, когда из-за боязни стигмы не все семьи, в которых есть дети с инвалидностью, будут обращаться в правительство или в государственные инстанции для получения услуг, помощи или каких-то льгот. Если правительство не будет иметь точной информации о количестве таких людей, как оно может оказывать помощь и охватить всех? Поэтому лучшим вариантом является создание такой системы, которая способствовала бы сбору точных и полных данных для оказания всесторонней помощи.
Эта проблема присуща не только Таджикистану. Даже у нас - в странах Европы эта проблема считается существенной и по предположительным оценкам, там проживают около 5,1 млн. людей с инвалидностью, а официально мы знаем всего лишь о 1,6 млн., то есть остальная часть - 3,5 млн. человек не получает достаточной помощи.
Третья рекомендация - обязательное оказание поддержки семьям, в которых живут дети с инвалидностью. Когда семьи не могут себе позволить или не в состоянии помогать таким детям, их могут отдать в какие-то специализированные учреждения, но это не является лучшим решением. Всегда предпочтительно, чтобы такие дети оставались в семье. С одной стороны, это хорошо для самих детей, с другой - для общества, потому что дети с инвалидностью растут как полноценные граждане своей страны, получают все существующие преимущества и растут в своей семье.
Но такой подход, когда дети должны оставаться в семье, не означает, что нам совершенно не нужны подобные специализированные учреждения. Необходимо изменить направленность этих институтов, чтобы они оказывали помощь семьям в воспитании и обучении детей с инвалидностью. Чем больше у нас будет поддержки со стороны этих институтов, тем устойчивее будет воспитание таких детей в семьях.