В минувший понедельник в московском аэропорту Шереметьево был задержан один из самых непримиримых таджикских оппозиционеров, журналист Дододжон Атовуллоев. Его задержание стало главной новостью в таджикских СМИ, многие уже были уверены, что в скором времени он окажется в Таджикистане. Однако вместо экстрадиции на родину российские власти отправили Атовуллоева… в Прагу.
Дододжон Атовуллоев, таджикский журналист и руководитель оппозиционного движения «Ватандор», известен своей непримиримой критикой в адрес таджикского правительства и президента Эмомали Рахмона. В последние годы он проживает в России и Германии.
В 2011 году Генеральная прокуратура Таджикистана в очередной раз возбудила в отношении него уголовное дело и потребовала экстрадировать Д. Атовуллоева на родину. Однако этот запрос, как и предыдущие, не был удовлетворен российской стороной.
После периода относительного затишья Д. Атовуллоев вновь громко заявил о себе в начале мая, когда одновременно на оппозиционном спутниковом телеканале «К+» и в Интернете было распространено «секретное» видео со свадьбы сына президента Таджикистана, а также появился ряд программ, где критиковался глава таджикского государства. Автором всех этих программ был Дододжон Атовуллоев.
О его задержании стало известно в минувший понедельник. Лидер оппозиционного движения «Ватандор» был задержан в московском аэропорту Шереметьево 15 июля, сразу по прибытии из Праги. Эта новость сразу же распространилась в интернет-пространстве.
Кем он был задержан и в связи с чем, на момент появления той информации не было известно, но многие были уверены, что в скором времени он будет экстрадирован в Таджикистан. Однако через несколько часов появилась другая информация: Атовуллоев освобожден и летит обратно в Прагу.
Что же произошло в московском аэропорту?
Д. Атовуллоев: «У меня хорошие связи в Москве…»
Вчера корреспонденту «АП» удалось связаться с лидером «Ватандора» и узнать некоторые подробности этого инцидента.
- То, что произошло, целиком и полностью моя вина, так как я пренебрег всеми мерами предосторожности. Дело в том, что когда я уезжал из Москвы, была договоренность, что я приеду лишь в том случае, если будет полная уверенность в моей безопасности. У меня в Москве есть высококвалифицированная охрана. Я должен был заранее согласовать свой приезд, чтобы были приняты все меры безопасности. Но я этого не сделал. Я заказал себе билет и думал: позвоню потом, перед вылетом. Но было рано, поэтому я не стал никого беспокоить. Всегда был авантюристом и не относился серьезно к своей безопасности, даже после покушения не отношусь к этому должным образом. Но когда я выходил из самолета и пошел на пограничный пост, ко мне подошли несколько человек из числа работников служб безопасности аэропорта и, проверив мои документы, попросили пройти с ними.
Признаюсь честно, тогда у меня ёкнуло сердце. Я подумал, что попался, и винил себя в том, что никого не послушал, приехал в Москву без подготовки. Как назло, закончился баланс телефона. Я в спешке пытался найти другую сим-карту. Нашел свою московскую сим-карту и судорожно пытался поменять ее, но у меня не получалось. Тогда одна женщина, сотрудница службы безопасности, взяла и сама поменяла ее. Я сделал пару звонков. Это меня и спасло. Отношение ко мне изменилось, ко мне стали относиться более вежливо, а через какое-то время меня отпустили.
- А кому вы звонили?
- Я позвонил человеку из администрации президента РФ. Высшее руководство России относится ко мне очень хорошо. У меня в Москве есть люди, с которыми у меня хорошие отношения. Это генералы, высокопоставленные дипломаты, сотрудники Кремля. Я горжусь этим. Хотя можно сказать, что я и для России неудобный человек. По жизни неудобный человек, потому что своевольный. Но меня принимают таким…
- А почему вас таким принимают?
- Потому что знают, что я в политике и в жизни не лицемерю. Я всегда говорю, что Россия - самый важный партнер Таджикистана, и всегда выступал против, когда таджикские власти вели антироссийскую политику…Россия меня никогда не передаст таджикским властям. Мой вопрос обсуждался на Совбезе этой страны, и было принято решение, что вопрос моей выдачи обсуждению не подлежит... В России меня можно только убить или похитить, но официально Таджикистан меня никогда не получит. Пока Владимир Путин президент, Россия меня никогда не выдаст.
- Почему вас задержали? И почему вас отпустили?
- Когда я спрашивал в аэропорту, с чем связано мое задержание, мне сказали, что ничего не могут сказать, что они люди маленькие… После того как я прибыл в Прагу и получил кое-какую информацию из Москвы, сложилась следующая картинка. Меня должны были задержать и передать в чьи-то руки. Что бы со мной дальше было, неизвестно… Я уверен, к моему задержанию приложили руку коррумпированные чиновники России, которых я раздражаю и которые берут у таджикских властей большие деньги «за лоббистскую деятельность»… Кстати, я официально обратился к президенту Путину с тем, чтобы было проведено расследование всей этой истории.
- Вы говорите, что сейчас вы серьезно относитесь к своей безопасности. Это после покушения или после ваших выступлений по «К+»?
- После моих выступлений. Дело в том, что сразу несколько влиятельных лиц Таджикистана меня «заказали». Кроме этого, есть еще и «добровольцы». Нет, это не те добровольцы, которые пишут в Интернете. Это совсем другая категория людей, которая хочет услужить высокопоставленным лицам Таджикистана. Именно поэтому я покинул Москву. Хотя после Душанбе Москва – это мой второй дом. Все было настолько серьезно, что меня в аэропорт сопровождало 7 машин. Причем меня подвезли до самолета и ждали, когда он улетит… Я поехал в Европу, но и там мне стало известно, что в Германии появились люди, которые должны были меня ликвидировать. Я был вынужден ездить то в один, то в другой город. В итоге опять решил вернуться в Москву, но сами видите, что произошло… Но меня это не остановит. Я знаю, что таджикские власти раздражают мои передачи по «К+», но, тем не менее, они еще появятся. Я готовлюсь к новым передачам и выступлениям.