Суд города Сарбанд приступил к рассмотрению дела Нусрата Ёдгорова, оперативного сотрудника отдела уголовного розыска милиции, обвиненного в пытках.
Музаффар Юсуфов, начальник отдела по расследованию особо важных преступлений прокуратуры Хатлонской области в четверг 11 июля сообщил Радио Озоди, что "Нусрат Ёдгоров в конце января нынешнего года незаконно доставил в ОВД жителя города Сарбанд Джурабека Сатторова, который якобы совершил кражу в магазине, избивал и пытал его ".
Однако, как отмечает представитель прокуратуры, следствие выяснило, что Джурабек Сатторов не совершал преступления, а кража совершен другим лицом.
Музаффар Юсуфов, начальник отдела по расследованию особо важных преступлений прокуратуры Хатлонской области отмечает, что в ночь с 30 на 31 января группа неизвестных проникла в магазин предпринимателя Хусрава Саидова и похитила там 8 900 сомони. Сотрудник полиции Нусрат Ёдгоров обвинив в краже Джурабека Сатторова, в результате избиений и пыток нанес его здоровью ущерб.
По словам Юсуфова, власти возбудили против Нусратова уголовное дело по статье 143/1, т.е. – «пытки».
Несмотря на возбуждение уголовного дела против Нусрата Ёдгорова, он, до завершения судебных разбирательств останется на свободе, и как отмечают правоведы, даже если его вина будет доказана, скорее всего Ёдгоров заплатив штраф, не подвергнется лишению свободы.
Однако попытки журналистов получить комментарий лично от Нусрата Ёдгорова не увенчались успехом.
В управлении внутренних дел Хатлонской области, комментируя ситуацию, заявили, что «после возбуждения уголовного дела в отношении старшего лейтенанта Нусрата Ёдгорова, приказом начальника управления МВД в Хатлонской области, он отстранен от занимаемой должности и до вынесения приговора суда города Сарбанд находится в распоряжении отдела кадров».
В УВД МВД Хатлонской области также сообщили, что в отношении руководства ОВД города Сарбанд начато служебное расследование, рассматривается вопрос об их дисциплинарном наказании.
Это уже второе уголовное дело в Таджикистане после внедрения статьи, касающейся пыток в Уголовный кодекс страны. Ранее по этой статье был обвинен Машраф Алиев, сотрудник полиции в Яванском районе, который был приговорен к 7 годам заключения. Это дело в настоящее время направлено на повторное рассмотрение и рассматривается в суде района.
Правозащитники в Таджикистане говорят, что не смотря на предпринимаемые государством меры по недопущению пыток в обществе, проблема продолжает оставаться распространенной и системной.
Темур Боев, председатель суда города Курган-Тюбе не исключает, что во время следствия, или в тюрьмах к подозреваемым применяются пытки и физическое насилие, но не всегда потерпевшие своевременно обращаются в компетентные органы.
«Во всех случаях, устно, или письменно подана жалоба на факты пыток, правоохранительные органы обязаны расследовать эти факты. Мы должны иметь ясную картину об этой ситуации в стране и бороться с этим явлением. Иногда на суде подозреваемый заявляет, что подвергся пыткам, и естественно доказать это в большинстве случаев не представляется возможным» - добавил Боев.
Сообщение о привлечении к суду второго сотрудника милиции в Хатлонской области по обвинению в причастности к пыткам обнародовано в то время, как накануне власти Таджикистана отчитывались на заседании комитета по правам человека ООН в Женеве по состоянию с правами человека в стране.
Правозащитные организации заявляют, что правительству Таджикистана необходимо приложить больше усилий для недопущения пыток и физического насилия.
Носирджони Маъмурзода