«Исторически, у таджиков никогда не было «националистических» выступлений, так как таджики были правоверными мусульманами, а ислам отрицал национальность. Но в эпоху национально-территориального размежевания националистические настроения идеи возобладали»…
Какой он у нас – «таджикский национализм»?
НА днях депутат нижней палаты таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила, что она против того, чтобы таджички-мусульманки «выходили замуж за иноверцев. За представителей других наций – русских, китайцев или других». По ее мнению такие браки разрушат генофонд нации.
«Националисткой или кем меня не назовут, я против таких браков»,- заявила она в интервью «АП».
Как передает «Озодагон», она также обещает как депутат, что «хотя Конституция гарантирует свободу брака, то я дай Бог, постараюсь предпринять меры против этого явления».
Часть экспертов считает это заявление частным мнением, не представляющим мнение большинства таджикистанцев.
Известная поэтесса Гулрухсор Сафиева, уверена, что у таджиков никогда не было национализма.
- Если один человек сказал не выходить замуж за кого-то, он должен отвечать сам за свои слова. Это не имеет отношения ко всем. Но как один человек имеет право призвать кого-то не выходить замуж за кого-то? Если даже депутат,- говорит Г. Сафиева. - Между прочим, по конституции же эти слова наказуемы! Это призыв.
Между тем, советы по бракам давались не только С. Амиршоевой. На недавней встрече с молодежью, президент страны Э.Рахмон во время общения с девушками, наставлял их выходить замуж за таджиков.
По словам Сафиевой, главным критерием в этом вопросе должна быть любовь, а не национальная принадлежность.
- Буквально на днях я встретила 3-4 своих знакомых, которые вышли замуж за французов и живут во Франции. Моя соседка замужем также за француза и имеет 3 детей,- говорит поэтесса. - Я сама смотрю только на любовь, пусть заключают браки со всеми кого любят. Если это любовь, то любовь это от бога.
«Есть национализм, нет шовинизма»
АКАДЕМИК Рахим Масов считает, что национализм у нас есть, но в положительном понимании этого слова.
- Мы говорим, что у нас есть древняя история и культура. Но это не есть шовинизм. Например, я уважаю все нации, не говорю о них плохого. Во всех нациях бывают явления, которые могут принять за национализм. Но в нас нет национализма в отрицательном варианте.
Вместе с тем, академик положительно смотрит на ограничения на межнациональные браки, а также считает, что должны быть и другие ограничения для иностранцев.
Кстати, примеры ограничения на браки с иностранцами реально существуют в некоторых странах. Так, в Японии таких – межнациональных браков – крайней мало. Это какая-то идея, неписаный закон. И в Китае также. Кроме того, в Китае и в Японии трудно получить гражданство. В Японии для этого необходимо согласие министра юстиции. В Китае можно получить гражданство при условии постоянного проживания в КНР. И даже в России недавно ввели ограничения, даже для нас, граждан бывшего Союза.
Профессор, общественный деятель Ибрагим Усманов считает, что национализма в таком его виде как шовинизм у нас не может быть по сути.
- У нас положительный национализм. Иначе говоря, национальная гордость. Национальная гордость у таджиков есть. И это, прежде всего, выражается в идеологическом плане, в отношении к нашей истории, традициям, культуре, человеколюбии (гуманизме). Ни в коем случае нельзя говорить о негативном национализме, - говорит профессор. - Мы небольшая нация, в малых нациях не бывает шовинистских взглядов.
Говори на таджикском!
МЕЖДУ ТЕМ, наблюдатели отмечают, что в последнее время в соцсетях можно видеть нетерпение к русскоговорящим, и призывы говорить только на таджикском языке. Причем сами призывы звучат на «персизированном» таджикском языке.
Начальник управления анализа социальных проблем Центра стратегических исследований при президенте РТ, доктор философских наук Абдурахмон Курбонов считает это частными случаями, связанными с низким уровнем мышления отдельных людей.
- В законодательстве нет ограничений на использование языка дома или в официальных местах, скажем, на научных конференциях, - говорит он. - Одно ясно, что в Таджикистане национализм на серьезном уровне не наблюдается. Наша нация всегда уважала другие нации. Даже в простом общении, таджик, говоря с русским, скажем, всегда старается говорить именно на русском. Это уважение, это наш менталитет.
«Это правительственная идеология»
ОДНИМ из главных аргументов в критике лидера ОСДПТ Рахматилло Зойирова, который заявил о выдвижении своей кандидатуры на предстоящих президентских выборах, стало «обвинение» его в том, что он, якобы, узбек, а не представитель титульной нации не должен стать президентом Таджикистана…
По мнению самого Зойирова, все отмеченные выше явления это ни в коем случае «не таджикский национализм, а искусственно внедренная в общественную жизнь националистическая правительственная идеология, сформировавшаяся к концу 90-х годов ХХ века».
- Исторически, у таджиков никогда не было «националистических» выступлений, так как таджики были правоверными мусульманами, а ислам отрицал национальность. Но в эпоху национально-территориального размежевания в 20-е годы ХХ века, националистические идеи возобладали. В условиях независимости, эта проблема во многом приняла, как минимум, троякое отражение в общественной и государственной жизни: в желании построить свою государственность на национальной основе с соответствующими последствиями; отсюда, сначала в допущении свободы ислама, а потом в антиисламском умонастроении правительства; в антиузбекской идеологии. Корни сегодняшнего национализма в Таджикистане кроятся в этом. И отсюда и националистические выступления, поощряемые официальной правительственной идеологией.
«Нужно развивать чувство национализма»
ЭКСПЕРТЫ отмечают, что серьезного исследования вопроса национализма в Таджикистане не проводилось. Если оно будет проведено, многое станет ясно.
Перспективы этого явления эксперты видят по-разному.
- Мы должны иметь национальную гордость, - говорит Р. Масов. - В истории в первый раз у нас появилось независимое государство Таджикистан. Сегодня наша национальная идея требует, чтобы сердце и мысли были направлены к этому государству, с нас требуется беречь общие пределы от иностранного посягательства.
- Для нас сейчас символом независимого Таджикистана является государство Саманидов, - считает И. Усманов. - Это для нас будет объединяющим фактором. Для того чтобы объединить весь таджикистанский народ, необходимо развивать чувство национализма, в понимании национальной гордости. Эта перспектива в нашей политике отражена.
- Основой будущего развития Таджикистана будет интернационализм, и прежде всего, по отношению к своим гражданам, независимо от их национальной или иной принадлежности, по отношению к другим странам, особенно к соседним, - считает Р. Зойиров.