Национальная идея, по сути, - мишура для простого обывателя, подпитывающая его сознание пустыми словами.
НЕСКОЛЬКО ученых Таджикистана стали всерьез писать о значимости национальной идеи для развития нашего общества и государства. Так, Абдугани Мамадазимов предложил возродить идею «доброго шаха», это что-то напоминающее старые русские иллюзии, что «царь хорош, а бояре плохие». Ходжимухаммад Умаров обсудил более приземленные проблемы, но тоже остался в рамках идеологии, веря что создав национальную идею возможно решить жгучие проблемы общества. Абдулвохид Шамолов обратился к религиозной традиции последнего тысячелетия, видя в нем ресурсы для создания национальной идеи.
Дело в том, что все варианты создания национальной идеи остаются в рамках идеологии. Такие стремления разделяют иллюзию, будто идея сможет возродить нацию, и напоминают английскую разведку, которая, создав фильмы про Джеймса Бонда, кормила простых англичан иллюзией сильной и непревзойденной в мире спецслужбы.
Всегда, когда говорят о национальной идее, считают, что она поможет нам выработать и осознать наши интересы, поможет возродить нацию. На наш взгляд, само понятие «нация» является абстрактным, потому что в реальности она разделена на богатых и бедных, на разные регионы и разные государства. Поэтому создать единую идею для всей нации невозможно.
Национальная идея – только иллюзия
ПОНЯТНО, что таджикская нация не ограничена границей Таджикистана, но если для внешних таджиков Таджикистан становится национальной родиной и для этих таджиков существует одна форма национальной идеи, то для самих таджиков, живущих внутри страны, Таджикистан является страной серьезных противоречий и для таджиков внутри страны национальная идея имеет другое значение.
Ученые, с серьезным видом думающие о национальной идее, принимают в расчет таджиков внутри страны.
Думаю, что никто из ученых не отрицает, что вопросы идеологии были предметом анализа для многих мыслителей прошлого. Поэтому если смотреть на историю политической мысли, то отношение к национальной идее не является однозначным. Если одни мыслители видели в идее силу, способную консолидировать нацию, то другие считали, что идеи, и тем более национальные идеи, являются иллюзией и продуктом ложного сознания, создающего миф. Однако есть еще и чисто прагматическое отношение к национальной идее, которое можно передать, перефразировав слова доктора Геббельса: «на оболваненную голову легче надеть каску».
Любая политическая идея является формой отражения политической реальности. В обществе разные политические группы и классы, и политическая реальность отражается в нем по-разному. Поэтому одна группа предлагает свое видение национальной идеи, отражая болевые проблемы в ней, а господствующая группа старается нивелировать всех под одну гребенку и таким образом затушевать неравенство, разницу между богатыми и бедными.
Но каждая группа пытается использовать национальную идею - хотя еще никто не знает толком, что это такое - как инструмент пропаганды. Когда идея превращается в инструмент агитации и промывания мозгов, то она создает иллюзию и превратно отражает политическую реальность. Поэтому политическая идея всегда балансирует между идеологией и теорией. Последние всегда корректируются согласно реальности, и как только этот процесс прекращается, политическая идея превращается в политическую догму, которую следует принимать без критики и сомнения.
Национальная идея, по сути, есть идея господствующего буржуазного класса, и слабое развитие Таджикистана является показателем слабости, нищеты и жалкого состояния национальной буржуазии. Вот уже более 20 лет национальная экономика не может найти стержень, который способствовал бы развитию, и это является результатом господства повсеместно торгового капитала. Вся страна превратилась в большой базар, и все превратились в «уратюбинцев»: «миру мир, а уратюбинцам деньги». Как все торговые народы были нищими, таджики также превратились в нищих торгашей. Даже самый богатый таджик является нищим.
Слабое развитие капиталистических отношений в Таджикистане вынудило многих специалистов мигрировать из страны, и тем самым низкий уровень развития промышленности определил низкий уровень грамотности общества и слабое состояние научного потенциала страны. В экономике страны стал преобладать аграрный сектор. Все стали колхозниками.
Идея «народный президент» - очередная идеология
СЧИТАТЬ, что национальная идея сможет возродить титульную нацию, - значит строить иллюзии. Во-первых, само общество разделено на богатых и бедных, и уже поэтому невозможно консолидировать нацию. Пытаться объединить народ посредством национальной идеи по сути означает кормить пустыми словами голодного человека. Поэтому народная пословица гласит: «Сколько ни говори "халва", во рту сладко не будет». Если нация разделена на разные группы, то, естественно, групповые интересы не совпадают и даже противоречат друг другу, следовательно, надо найти способ решения этих противоречий и конфликтных интересов таким образом, чтобы все группы выиграли от такого решения.
Всем понятно, что общество развивается через борьбу и противоречия, и в этом диалектика общества. Кто не замечает их и считает, что «в Багдаде все спокойно», тот серьезно ошибается. Поэтому следует давать возможность разрешить противоречия, открыто их обсуждать и находить решение, вместо того чтобы подавлять своих оппонентов. Всегда, когда общество вступает в полосу неразрешимых противоречий, находятся «добрые» соседи и родственники, готовые разжечь огонь. Поэтому не следует думать, что в мире все будут заботиться о нас. Наоборот, у каждой страны свои эгоистические интересы, которые не совпадают с интересами нашей страны.
Отсюда можно сказать, что у общества, разделенного на классы и социальные группы, основанного на экономическом неравенстве, никогда не будет «народного президента». Президент всегда избирается большинством голосов избирателей, и поэтому меньшинство всегда будет несогласно с исходом выборов. Поэтому, даже будучи представителем большинства, президент является представителем одной группы в противоположность другой. Тогда понятие «народный президент» в обществе, где есть господствующие классы и группы, не соответствует реальности. Президент может быть представителем либо бедного большинства - и будет защищать его и проводить политику обогащения обездоленных, например, как Уго Чавес, либо представителем богатых - при запугивании бедняков угрозами и страшилками типа «терроризм», «война» и откровенной фальсификации результатов выборов. В любом случае идея «народный президент» является очередной идеологией, которая направлена на манипулирование политическим сознанием простого народа.
«Не умирай козлик…»
ВМЕСТО того чтобы тратить свои силы и знания на конструкцию национальной идеи, следовало бы отойти от химер идеологии, и научно анализировать реальные общественные отношения, и найти недостатки, а потом методично их устранять. Для этого следует отбросить идеологию и обратиться к социальным наукам и прежде всего к политической экономии. Философия применяется как методология научного анализа, и политэкономическая наука может использовать ее результаты в своих исследованиях.
В Таджикистане более 40% населения живут в нищете, т.е. они живут впроголодь и не могут выйти из этого состояния. Глядя на такие цифры, конечно, удивляешься нашим таджикским ученым и философам, как они кормят словами этот народ. Более трех миллионов населения - за чертой бедности, и решение таким гражданам проповедовать национальную идею напоминает проповедь: «не умирай, козлик, придет весна, и ты досыта наешься свежей травы». Вместо чтения проповеди о всякой химере, лучше создали бы рабочие места и подняли промышленность страны. Вернули наших трудовых мигрантов домой и еще в придачу столько же рабочих из Кыргызстана и Узбекистана обеспечили работой в Таджикистане и такой же зарплатой, какую они получают в других странах. Вот это является реальной задачей, и выполнима она за пять – семь лет. Только тогда можно обеспечить процветание таджикской нации и тех народов, которые живут рядом с нами в Таджикистане.
Национальную идею могут предложить в русле либо консервативной, либо либеральной традиции. Но если смотреть на каждую из таких теорий в целом, то налицо заблуждение, что национальная идея сможет преодолеть национальную рознь и тем самым заслонить реальные проблемы и отвести внимание политических оппонентов от реальных политических просчетов господствующей группы. Национальная идея, по сути, - мишура для простого обывателя, подпитывающая его сознание пустыми словами, а реальные проблемы будут заталкиваться в глубину, как не имеющие важности.