Бывший президент Швейцарской Конфедерации, а ныне член Международной Комиссии против смертной казни Рут Дрейфус в рамках своего визита в Душанбе, с 13 по 15 мая, провела ряд встреч с правительственными чиновниками и представителями гражданского общества.
Основной обсуждаемый вопрос на встречах, конечно же, касался отмены смертной казни в Таджикистане. Накануне своего отъезда, сразу же после встречи с президентом Таджикистана, Рут Дрейфус встретилась с журналистами.
В первую очередь, она сообщила об итогах своих переговоров с Э. Рахмоном. «Я могу четко сказать, что Таджикистан намерен отменить смертную казнь. Первые шаги на пути к этому страна сделала еще в 2004 году, когда было сокращено количество преступлений, которые карались смертной казнью. Во время встречи президент признался, что те шаги оказались наиболее сложными и наиболее решающими. И это была сильная политическая воля лидера РТ. Я упомянула, что данное решение является очень мудрым, потому что как само исполнение смертной казни, так и вынесение смертных приговоров являются негуманными методами. Во время обсуждения Э.Рахмон сказал, что он является сторонником гуманных методов, поэтому в 2004 году был введен мораторий на смертную казнь», - сказала представитель Международной комиссии против смертной казни.
Однако, подчеркнула г-жа Дрейфус, на встречах в Душанбе было отмечено, что мораторий нисколько не повлиял ни на криминогенную обстановку, ни на стабильность в стране. Это явилось одной из причин, чтобы создать рабочую группу по рассмотрению вопроса полной отмены смертной казни.
Она отметила, что в тех странах, где система правосудия слаба, судейские ошибки могут случаться очень часто. «К тому же, в ходе исследования выяснилось, что в истории Таджикистана смертная казнь играла больше политическую роль, нежели роль инструмента справедливости», - подчеркнула г-жа Дрейфус.
По ее словам, смертная казнь – не есть способ предотвращения тяжких преступлений. «Я помню случай во Франции, когда до 1981 года, когда была отменена смертная казнь в этой стране, было совершено чудовищное преступление – мужчина-педофил убил ребенка. Тогда многие люди вышли на митинги, требуя смертной казни для преступника. И среди этих людей был мужчина, который через год после этого сам убил маленького мальчика. Педофилия – это психическое отклонение, которое не будет искоренено с назначением даже самого сурового наказания», - уверена представитель Международной комиссии против смертной казни.
Г-жа Дрейфус также отметила, что во время встреч с представителями правительства и законодательных органов страны были приведены два аргумента, препятствующих полной отмене смертной казни в РТ. «Один из них – это плохое состояние всех пенитенциарных учреждений, не предусмотренных для содержания заключенных, приговоренных к пожизненному заключению. Второй аргумент – страх потерять стабильность, страх перед пережитой кровопролитной войной, которая оставила глубокие шрамы в истории Таджикистана», - отметила она.
Таджикистан ввел мораторий на смертную казнь в 2004 году, и с тех пор случаев смертной казни в стране не было. Тогда, по данным министерства юстиции РТ, в отношении 19 лиц, которые на тот момент были приговорены к смертной казни, данный приговор был отменён и взамен они получили сроки лишения свободы до 30 лет. Альтернатива этому наказанию явилось пожизненное заключение. Однако смертная казнь остается в своде законов Таджикистана. В 2004 году в уголовном законодательстве Таджикистана с 16 до 5 были сокращены составы преступлений, за которые можно было выносить смертный приговор - это убийство, терроризм, изнасилование, биоцид и геноцид.
До 2004 года Таджикистан занимал первое место среди стран участниц ОБСЕ по количеству вынесенных смертных приговоров. По неофициальным данным, которые приводятся в мониторинге ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности», проведённом в 2004 году, за период с 2001 по 2003 год в Таджикистане было исполнено 133 смертных приговора, из них большая часть приходится на 2001 год – 68 смертных приговоров.