Обострение отношений между Душанбе и Тегераном, которое воцарилось в последнее время, породило слухи о том, что Таджикистан может голосовать против вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества. «АП» попросила таджикского политического обозревателя Нурали Давлата прокомментировать данный вопрос.
Эксперт напомнил, что против принятия Ирана в ШОС Таджикистан проголосовал еще в Ташкенте в июне прошлого года. А без консенсуса, как известно, принятие новых членов в указанную организацию невозможно.
«Причина заключалась в том, что официальный Душанбе еще годом ранее обвинил Тегеран в поддержке неудавшегося военного мятежа под руководством бывшего замминистра обороны республики генерала Абдухалима Назарзода. В обозримом будущем, по всей видимости, официальный Душанбе не изменит свою позицию по данному вопросу. Тем более после показа по всем каналам таджикского телевидения документального фильма МВД Таджикистана, в котором Иран обвиняется в поддержке международного терроризма», - говорит эксперт.
Нурали Давлат отметил, что на прошлой неделе экс-начальник Управления уголовного розыска МВД Таджикистана полковник в отставке Курбонали Назарзода в интервью, опубликованном в местных СМИ, заявил, что диверсионными группами, совершившими убийства видных политиков, ученых, российских военных в годы гражданской войны и после, руководил сотрудник иранского посольства в Душанбе некий Али Ризо Чехраолами.
«Но Иран пока молчит. И это молчание может означать, что Тегеран был причастен к указанным терактам на территории Таджикистана в те годы, - говорит эксперт. - На мой взгляд, в ближайшее время членство в ШОС Тегерану не светит, так как главные игроки организации - Россия и Китай - не будут настаивать на том, чтобы Таджикистан пересмотрел свое отношение к Ирану».
Нурали Давлат также предполагает, что в будущем Иран может быть представлен на саммитах ШОС не президентом, а чинами рангом пониже, если вообще будет представлен.
«На мой субъективный взгляд, после снятия санкций Совбезом ООН членство в ШОС для Тегерана потеряло свою актуальность, тем более, что Иран поддерживает хорошие отношения с главными игроками ШОС в двухстороннем формате, - говорит Нурали Давлат. - В свою очередь, Пекин не готов уступить иранский рынок своим конкурентам. Именно по этой причине, ровно через одну неделю после снятия санкций в 2016 году в Тегеран прибыла делегация во главе с председателем КНР Си Цзиньпином».
Тогда по итогам встреч было подписано 18 документов и соглашений о сотрудничестве в различных сферах. И, по грубым подсчетам эксперта, в ближайшие годы товарооборот между Пекином и Тегераном будет составлять десятки миллиардов долларов.
Нурали Давлат напомнил, что в конце марта этого года в ходе визита иранского президента Хасана Рухани в Москву было подписано почти два десятка совместных документов по сотрудничеству, в том числе по линии «Росатома», РЖД и «Газпрома».