28.01 09:04
Привет, гость
 

Выходец из таджикского кишлака. На малой родине Шавката Мирзияева

02.09.2016, 11:37
Нынешний премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев рассматривается как один из главных преемников Ислама Каримова в случае его смерти. Но мало кто помнит, что Ш. Мирзияев выходец из таджикского кишлака Яхтан. Шесть лет назад корреспондент «АП» побывал на малой родине узбекского премьера. Материал о том, что нам тогда удалось узнать.

Холодный кишлак

Многочисленные сайты в Интернете говорят, что нынешний узбекский премьер Мирзияев является «уроженцем кишлака Яхтан Ура-тюбинского района Таджикистана». Поэтому я без расспросов у местных коллег, без колебаний отправилась в Истаравшан (бывший Ура-Тюбе), что находится в 65 км от Худжанда.

Но на стоянке, узнав, что я ищу кишлак Яхтан, мне объяснили, что ехать надо совсем в другую сторону. Пришлось снова взять такси и искать Яхтан в Ганчинском районе, что в 17 км от Истаравшана. Мы проехали от городка Ганчи вдоль трассы примерно 10 км и оказались в нужном кишлаке. Как объяснили мне позже старожилы, территория кишлака Яхтан перешла на баланс Ганчинского района в начале 40-х годов, когда был образован этот соседний район как территориальная единица.

Интересно и само значение названия кишлака Яхтан. Это ассимиляция таджикского слова «яхдон» - холодильник, так как здесь на равнине всегда дует сильный ветер. Особенно он свирепствует в зимнее время. Как объяснил один из жителей кишлака, «в Яхтане всегда холоднее градусов на 5, чем в других местах, и этим этот кишлак отличается от других».

Мое прибытие в Яхтан удивило тамошний народ. Особенно когда речь зашла о таком влиятельном политике из соседней республики. Старики, скорее, не удивились при упоминании имени Шавката Мирзияева, их удивил интерес таджикской прессы к человеку, который входит в руководство другой страны. Оказывается, Мирзияева, известного политика, здесь знают все. Народ здесь преимущественно живет узбекоязычный, у меня были часто затруднения при общении с ними, поскольку многие не знали таджикского языка.

Яхтанцы не отрицали, что слышали об известном земляке, но говорить о нем и его семье никто не хотел. Люди просто поворачивались и уходили. Позже я выяснила, почему.

Оказывается, у местных жителей – тех, кто был в родстве с ним – были в 2003 году, когда его назначили на высокую должность премьера, проблемы с органами государственной безопасности республики. Причем это были малоприятные встречи с допросами. Поэтому мое появление в кишлаке, как объяснил один из жителей, «будет дальнейшей проблемой для всех, и вы потревожили спокойствие нашего скромного села». Действительно, кишлак выглядит очень скромно, всюду глинобитные дома, нет никакого шика и блеска, хотя бы одного или двух особняков, которые можно увидеть чуть ли не в каждом обычном таджикском селе. Такое ощущение, что все здесь живут одинаково – скромно, даже бедно.

Всего в Яхтане порядка 500 семей и около 3000 человек. Есть две узбекские школы. Народ в основном занимается животноводством.

Миромон Мирзияев был вывезен еще ребенком

Тем не менее, после долгих расспросов местные жители рассказали мне кое-что о судьбе семьи Мирзияевых. Выяснилось, что сам Шавкат вовсе и не родился здесь. Как рассказала одна «айя» («старшая сестра» на местном диалекте), пожелавшая не называться, отец Шавката, Миромон, был отсюда ввезен в Зааминский район еще в 9-месячном возрасте.

- Наш общий прадед был ученым и очень богатым человеком, - сказала она. - Он учился в медресе Бухары, был приближенным амира Алимхана. Они обосновались в этом кишлаке, и, по рассказам моей бабушки, они собирали дань в близлежащих кишлаках. Когда случилась революция, его раскулачили и избили до полусмерти. Испугавшись, он в одну ночь со своими сыновьями, собрав самое необходимое, уехал к родственникам. Так они оказались на чужбине в Джизаке, потом со временем некоторые его сыновья вернулись, в том числе и дед Шавката. Но позже, снова попав в тяжелое экономическое положение, в послевоенные годы они навсегда переехали в Зааминский район.

По рассказу еще одного старожила, сам Шавкат на родину предков приезжал однажды – когда ему было 12-13 лет. На его взгляд, ничего примечательного в нем не было, обычный подросток.

Еще один штрих. По данным сайтов, мать политика умерла в молодости от туберкулеза костей. Якобы после этого его отец принципиально поступил в мединститут и стал врачом-фтизиатром. Он долгое время работал главным врачом туберкулезного диспансера в Заамине. Это опроверг один из яхтанцев, хорошо знакомых с семьей Мирзияевых.

- Миромон был действительно врачом, но не потому, что жена заболела и умерла. А наоборот, жена тоже устроилась санитаркой в больницу, где он был главврачом, и по неосторожности заразилась на работе и впоследствии умерла.

Выяснилось, что у Шавката Миромоновича есть две родные сестры, и еще сводные брат и сестра от второго брака его отца с татаркой. Оказывается, мачеха еще жива и общается с приемным сыном. Живет она в Заамине.

Узбек или таджик?

По убеждению дальних родственников премьера – жителей Яхтана, которые общались только на узбекском, Шавкат «никакой не таджик», а узбек. «Такой же, как мы, - с гордостью сказала одна его родственница. - Мы не знаем таджикского, но волею судьбы оказались на территориях Таджикистана, где преимущественно живут этнические узбеки. А так, наши родственники почти все живут в соседней республике, и нам теперь нет туда доступа».

- Если бы он был таджиком, он бы не достиг таких высот в Узбекистане, - вполне резонно сказал мне еще один местный житель.

- Нет, он таджик, - утверждает другой житель кишлака и объясняет, что их прадеды были выходцами из Матчи, из знатного рода «мир»-ов (правителей). Поэтому их имена начинаются с приставки «мир», то есть: знатные, просвещенные, уважаемые люди. –

Просто при ассимиляции произошло так, что мы заговорили на двух языках одновременно.

Оказывается, бабушка Шавката по отцу долгое время жила в окрестностях Ура-Тюбе и разговаривала по-таджикски. Здесь, в кишлаке, мне сказали, что близкими родственниками Мирзияева по отцу являются Герой Советского Союза из Яхтана Урунбой Охунов, а также известные в прошлом футболисты Александр и Рустам Азимовы.

«Прилежный топ-менеджер»

Сайты часто упоминают о жестоком поведении Мирзияева, который якобы часто занимался рукоприкладством. Однако в кишлаке о нем никто плохо не отзывался.

Как рассказал один из яхтанцев, Шавкат «никогда не был заносчивым человеком; на какой бы должности ни находился, всегда справлялся о родственниках и земляках».

- Однажды здорово помог нашему односельчанину, который учился в ирригационном институте. Шавкат был большим человеком, и случилось так, что парня отчислили из института. Он пришел к нему как к проректору. Слово за слово, Шавкат спросил парня, почему он хорошо не учится, откуда он. Тот ответил: из Таджикистана, из Ура-Тюбе, из Яхтана. Шавкат, узнав название родины отца, очень обрадовался, что нашел земляка, помог парню восстановиться, успешно окончить институт и устроиться в Джизаке на работу.

«Чтоб у него не было проблем…»

Скудная информация местных жителей не дала мне возможности в подробностях представить историю семьи Мирзияевых и портрет нашего героя. Хотя выяснилось, что в кишлаке все же связь с ним поддерживают. Он не забывает своих простых родственников, и несколько яхтанцев даже были на свадьбе его дочери.

Самих «счастливчиков» я не нашла. По «случайности» никого не было дома – видно, жителям хочется жить спокойно.

«Вам бы сенсации искать, а нам здесь жить», - объяснил один из яхтанцев.

- Мы простой народ, у нас ничего никогда не было; живем себе, работаем, честно и скромно, нам даже не в радость, что о Шавкате так много разговоров. Нам от его высоких постов никогда ничего не доставалось и не будет доставаться. Мы просто хотим, чтоб ему было спокойно и чтобы от наших разговоров у него не было проблем. Поэтому давайте идите с миром. Пожалуйста.

Слова этого человека меня растрогали. Он был так искренен, он действительно желал только спокойствия. Себе и своему селу. Они желают только одного: чтобы если Шавкат станет главой государства, он сделал так, чтобы узбеки и таджики жили как и раньше – в дружбе и согласии. Больше яхтанцы ничего не желают.

Досье «АП»: Мирзияев ШАВКАТ - премьер-министр Республики Узбекистан. Родился в 1957 году в Зааминском районе Джизакской области, узбек. В 1981 г. окончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Кандидат технических наук. Инженер-механик. В 1974-1991 гг. работал на предприятиях и в учреждениях ирригационной системы. Работал секретарем комсомольской организации Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, затем преподавателем. До назначения премьер-министром с сентября 2001 года занимал пост губернатора (хокима) Самаркандской области, до этого занимал аналогичный пост в Джизакской области. С декабря 2003 г. – премьер-министр Узбекистана.
Источник: http://news.tj

обсудить

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Выходец из таджикского кишлака. На малой родине Шавката Мирзияева

Выходец из таджикского кишлака. На малой родине Шавката Мирзияева
28.01.2025


Ноябрь 2024 (5)
Октябрь 2024 (6)
Сентябрь 2024 (1)
Август 2024 (1)
Июль 2024 (1)
Июнь 2024 (4)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, авто, бензин, бизнес, выставка, граница, дети, конкурс, мигранты, миграция, налоги, отдых, праздник, пытки, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ