22.11 05:22
Привет, гость
 

Посол США – о таджикско-американском сотрудничестве, безопасности и Рогуне

15.08.2016, 14:55
Посол Соединенных Штатов Америки Элизабет Миллард в интервью «Авеста» рассказала о целях и задачах нового регионального формата сотрудничества государств Центральной Азии и США.

Также г-жа Миллард рассказала о перспективах таджикско-американских взаимодействий, в том числе в сфере безопасности, в контексте укрепления границ Таджикистана с Афганистаном.

Естественно в ходе беседы была затронута тема об отношении Соединенных Штатов к региональному проекту CASA-1000 и Рогунскому проекту в Таджикистане.

Интервью посла США в Таджикистане Элизабет Миллард

Скажите, пожалуйста, в чем заключаются цели и задачи нового регионального формата сотрудничества государств Центральной Азии и США (С5+1). Можно ли уточнить основные направления его развития?

Я рада, что вы задали вопрос про С5+1 потому, что это историческое событие, исторический проект, про который с удовольствием вам расскажу. Давайте сначала расскажем про исторический контекст. Год назад, в 2015 году, в сентябре была первая встреча между моим босом Государственным секретарем Джоном Керри и пятью министрами иностранных дел на генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Потом, спустя несколько месяцев г-н Керри первый раз посетил данный регион, встретился со всеми министрами иностранных дел Центрально-Азиатских республиках, включая Душанбе, и провел также встречу в Самарканде. В Самарканде шесть министров иностранных дел в ходе интенсивных обсуждений, пришли к выводу, что региональное сотрудничество могло быть лучше. Что надо разрушать барьеры и улучшать вопросы, связанные с торговлей, и с контактами между людьми, народами и решение этих вопросов во многом связано с разными темами, в том числе вызовами региональной безопасности, экологии, окружающей средой, энергетикой, экономическим развитием и так далее. Они подписали декларацию и создали ее, назначили рабочие группы тогда, которая разработала бы конкретные предложения по сотрудничеству и это произошло, и они встречались, и была еще одна встреча в августе этого года.

Эта встреча прошла в Вашингтоне, где шесть министров иностранных дел и правительство США одобрили уже конкретные проектные предложения, то есть проекты. Мы были очень счастливы и выделили на эти проекты $15 млн. Эти проекты будут выполнены в течение следующего года. Ряд проектов охватывают безопасность, а именно терроризм и ее угрозы, дальше бизнес-проекты, именно в том плане, чтобы убрать различные барьеры и облегчить торговлю, экономическое развитие, энергетические проекты. В основном будут заниматься возобновляемыми источниками энергии и улучшением ситуации в этой сфере, есть экологический проект, связанный с защитой окружающей среды.

Как в новом формате сотрудничества С5+1 строятся отношения с другими традиционными игроками в регионе, то есть с Китаем и Россией, учитывая их большое влияние практически на все страны Центральной Азии?

Эта платформа, она касается именно США плюс пять Центрально-Азиатских республик. Мы относимся к ней, как к позитивному шагу в развитии. При этом мы понимаем, что есть другие игроки и влиятельные страны и влияния, и мы считаем, что каждой из этих республик, и Таджикистан имеет право, вернее должны иметь хорошие отношения со своими соседними странами, и мы только приветствуем это.

Какие изменения можно ожидать в двухсторонних отношениях США и Таджикистана в ближайшее время, и каковы перспективы их развития?

Я считаю, что наши отношения непрерывно укрепляются. Как человек, который пробыл здесь всего несколько месяцев, я могу сказать, что была очень удивлена, на каком дыхании, и на какой глубине у нас происходят взаимоотношения, сколько много мероприятий и деятельности, и не важно в каких сферах — в бизнесе, безопасности, укрепление безопасности в Таджикистане, либо это помощь в экономическом развитии и росте, либо это укрепление демократических институтов.

США оказывают помощь силовым структурам Таджикистана в техническом оснащении, подготовке кадров, а также в усилении охраны и безопасности границы с Афганистаном. Получается, что американский фокус все еще держится на безопасности в частности, проблеме с Афганистаном. Основные направления американских интересов в Таджикистане это приграничная безопасность, противодействие терроризму и наркотираффику?

Для моей страны первый приоритет, всё-таки стабильность и благополучие или процветание в целом регионе Центральной Азии, и в частности в Таджикистане. Но чтобы продвигать и улучшать это, мы подходим к этому с разных сторон и углов, не только с точки зрения сугубо безопасности. Чтобы улучшить безопасность, мы питаемся укреплять силовые структуры, уважаем суверенитет, целостность стран, но также вносим свой вклад в экономическое процветание, укрепление институтов, институционального развития, то есть разные подходы.

Сотрудничество в сфере безопасности выглядит эффективным, однако разговоры по поводу широкого экономического партнерства, пока, остаются нереализованными. Что мешает тесному экономическому сотрудничеству, и какие сферы таджикской экономики могут быть привлекательными для американского бизнеса?

Это уже очевидно, что мы хотим укрепить экономическое сотрудничество и мы абсолютно в курсе всех вызовов и затруднений, которые здесь имеются. Мы пытаемся, намереваемся привлечь инвестиции и американский бизнес в Таджикистан. Я встречалась с американской коммерческой палатой и выслушала их о том, какие трудности и вызовы здесь, и какие возможности, и мы все этот передали правительству Таджикистана. Я в курсе всех сложностей, которые могут возникнут для американского бизнеса здесь и чрезмерное налогообложение, например, и недостаток прозрачности, и другие проблемы. Давайте я вернусь назад, к формату С5+1. Как раз один из проектов направлен напрямую, на улучшение этой ситуации, а именно бизнеса, именно на привлечение иностранных инвестиций, чтобы более эффективно здесь все это работало, когда я говорила об облегчении торговли.

Насколько эффективную роль может сыграть реализация проекта CASA-1000 в вопросе энергобезопасноти в странах-участницах проекта. Какую роль можете отвести проекту Рогунской ГЭС в жизнеспособности проекта CASA-1000?

Я была счастлива, когда попала на открытие CASA-1000 этого исторического проекта, потому что он является примером, и люди ждали его долгое время. Берется излишек воды перерабатывается в энергию летом, которые имеются в Таджикистане и Кыргызстане, и продается в те страны, где есть недостаток этой энергии. На Юге в Афганистане и Пакистане у них наоборот нехватка электроэнергии, и там очень жарко, и это идеальная ситуация для стран Центральной Азии для того, чтобы снабжать эти страны, продавать им энергию и зарабатывать деньги. Мы смотрим на это, как на позитивный шаг.

Что же касается Рогуна, то он напрямую не связан с CASA-1000, и он еще на стадии строительства, а у CASA-1000 прошла инаугурация. Но позиция моего правительства такова, что мы понимаем, что каждая страна имеет свои энергетические потребности, которая она должна удовлетворять, но чтобы при строительстве таких крупных плотин, надо все таки проводить консультации со своими соседними странами стоящими ниже по течению, и консультации должны быть непрерывными.

Что касается жизнеспособности CASA-1000. Ну, пока, никто не может сказать, будет ли он (CASA-1000) в будущем, то есть о будущем проекта. Пока, мы можем говорить, что это историческое событие, и мы его открыли, прошла инаугурация.

После снятия санкций с Ирана некоторые эксперты предсказывали потепления отношений США с этой страной. Как вам представляется будущее американо-иранских отношений и роль Ирана в регионе Центральной Азии, в том числе в Таджикистане?

Год назад произошло очень важное событие для нас, когда мы пришли к соглашению с Ираном. До того, как приехать сюда я работала секретарём Керри и очень много ездила, и участвовала в этих переговорах,, которые проводились в ООН, в Европейский союз и с министром иностранных дел Ирана. Я могу сказать, что это были тяжёлые переговоры, очень такие серьезные, в конце концов, мы пришли к договорённости, в результате чего Иран все-таки свернул свою ядерную программу, и это означает, что вес мир стал более безопасным (Это обезопасила мир). Но это не говорит о том, что у нас нет больше проблем с Ираном. У нас есть еще проблемы с Ираном в том, как он себя ведет в мире.

Как вы оцениваете вклад США в обеспечение безопасности в регионе с учетом деградации ситуации в Афганистане и прогноз ее развития?

Мы все очень обеспокоены Афганистаном. Мы все наблюдаем за тем, что там происходит. Именно поэтому мы сотрудничаем с Таджикистаном в плане безопасности на границе. У вас самая длинная граница с Афганистаном протяженностью 1,5 тыс. км. Мой президент, как вы знаете, недавно решил, что наши присутствие должно остаться в Афганистане для оказания помощи национальным силам Афганистана в борьбе с вызовами. Очень важно сохранить и защитить те достижения, которые достигнуты афганцами. Это очень важно сохранить, потому что есть прогресс и достижения, например, в производстве Валового внутреннего продукта на душу населения, который поднялся на много пунктов. Детская смертность упала в несколько раз. За последние 15 лет есть чрезвычайные достижения, и их надо сохранить.

Как Вы охарактеризуете нынешнее состояние таджикско-американских отношений? В каких сферах они развиты больше всего?

Как я уже сказала, считаю, что наши отношения хорошие и сильные. Я уже знала это до того как сюда приехала, а когда приехала, была впечатлена насколько широка зона охвата нашей деятельности. Мы задействованы во множестве мероприятий. К примеру, мы помогаем бороться с туберкулезом, производим учебники для детей, проводим уроки английского языка для детей из малоимущих семей. Таких проектов у нас много.

Как вы оцениваете действия таджикского правительства в плане демократического развития страны? Что вы можете сказать об имидже страны, на международной арене?

Как я уже говорила, мы здесь, также занимаемся укреплением демократических институтов. Потому, что нам нужна стабильность, которая нужна также и стране, которая стремится к ней и нуждается в ней. Но ее мы можем добиться, только имея сильные демократические институты. Мы знаем, что страна сталкивается с большими трудностями, большими вызовами. На данный момент – это экстремизм, терроризм и наркотрафик. Это было бы тяжело для любой страны выдержать и бороться с этим. Но мы также знаем, что если дать больше голосов молодежи, народу и права на голос это только укрепит и улучшит ситуацию.

Беседовал Джамшед Ульмасов

Материалы по теме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Посол США – о таджикско-американском сотрудничестве, безопасности и Рогуне

Посол США – о таджикско-американском сотрудничестве, безопасности и Рогуне
22.11.2024


Ноябрь 2024 (5)
Октябрь 2024 (6)
Сентябрь 2024 (1)
Август 2024 (1)
Июль 2024 (1)
Июнь 2024 (4)
ГБАО, ДТП, Душанбе, Китай, Культура, Куляб, МВД, МВД Таджикистана, Мегафон, Навруз, Президент, Рахмон, Рогун, Россия, США, Согд, Таджикистан, Узбекистан, Хорог, Худжанд, Эмомали Рахмон, авто, бензин, бизнес, выставка, граница, конкурс, мигранты, миграция, налоги, политика, праздник, пытки, сотрудничество, спорт, суд, туризм, фестиваль, футбол, экономика

Показать все теги


© 2011-2023 «Независимое мнение». Таджикский агрегатор новостей. Все новости Таджикистана на одном сайте.
Любое использование материалов приветствуется при гиперссылке.

Экспорт новостей Наши новости в Twitter Мы ВКонтакте Страница на Facebook

Ключевые слова: новости Таджикистана, Таджикистан новости сегодня, Таджикистан новости 2012, последние новости Таджикистана, новости дня Таджикистана, новости, Таджикистан сегодня, независимое мнение, экономика Таджикистана, политика Таджикистана, общество Таджикистана, депутаты, журналисты, СМИ