Политическая воля стран Центральной Азии сможет решить ключевые проблемы, касающиеся водных ресурсов в регионе, отметил сегодня на тематической сессии «Новые инновационные механизмы водного сотрудничества для устойчивого развития» Симпозиума высокого уровня по ЦУР 6 и целевым задачам: «Достижение всеобщего доступа к воде и санитарии» первый заместитель министра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Султон Рахимзода.
«Наши действия можно охарактеризовать, как пирамиду, в верхушке которой стоит политическая воля, но по логике пирамиду строят снизу вверх, но в нашем случае должно происходить в обратном порядке. Если нет политической воли, не будет возможности решать другие вопросы, - отметил он. - Мы полагаем, что в регионе есть понимание важности такого сотрудничества и в ближайшем будущем это даст нам основу для того, чтобы совершенствовать инновационные механизмы сотрудничества».
Рахимзода уверен, что если у стран региона будет более взаимовыгодное сотрудничество, это даст эффективное использование водных ресурсов, большие экономические выгоды, адаптацию к негативным последствиям изменения климата (защита от селей, наводнений, засухи) и самое главное - это обеспечение водно-энергетической безопасности в будущем и таким образом, содействию достижению целей устойчивого развития всех стран региона.
В ходе выступления он отметил, что Таджикистан с момента обретения независимости обращает большое внимание развитию водного сотрудничества, и в зависимости от этого правительством предпринимаются много усилий для того чтобы решать все проблемы, которые сегодня возникают, именно на базе взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами.
В Концепции развития внешней политики Республики Таджикистан, которая была принята в прошлом году, водная дипломатия занимает особое место.
Позиция РТ в контексте решения водно-энергетических вопросов, по его словам, основана на базе справедливого и разумного сотрудничества на основе принципов добрососедства, уважения и учета взаимных интересов стран региона, диалога и сотрудничества в решении вопросов.
«Я бы хотел обратить ваше внимание, что Таджикистан реформирует водный сектор согласно принятой программе, принятой в конце декабря 2015 года. Согласно этому, мы переходим на бассейновый принцип управления и для того, чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество между различными заинтересованными сторонами на бассейновом уровне, будут созданы речные бассейновые организации, советы и в качестве пилотного проекта на бассейне Сырдарьи мы создали речной бассейновый диалог, где участвуют все заинтересованные стороны, и решения принимаются взаимосогласованной», - отметил он.
Что касается регионального уровня действия, как отметил Рахимзода, Таджикистан, демонстрируя свою волю к сотрудничеству, еще в 1992 году подписал соглашение по взаимовыгодному сотрудничеству по использованию межгосударственных рек путем создания в рамках соглашения Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, которая до сих пор регулирует водные вопросы и Таджикистан является активным участником данного процесса.
«В 1993 году было подписано соглашение о создании Международного фонда спасения Арала, т.е. Таджикистан является одним из учредителей этого фонда. Через свое участие вносит достойный вклад в решении проблем касающиеся бассейна Аральского моря и это практически единственная платформа по обсуждению вопросов водно-энергетического и водно-экологического характера в регионе», - напомнил Рахимзода.
«Президентом страны Э.Рахмоном было инициировано создание международного консорциума по использованию вод Сарезского озера для обеспечения населения региона чистой питьевой водой. Сарезское озеро, - это уникальный объект, где содержится 17 млрд. кубических километров воды и это озеро действительно помогло бы содействовать решению задач всех стран региона по обеспечению чистой питьевой водой», - сообщил он.
Неоднократно Таджикистан призывал соседние государства сотрудничать для рационального использования огромного гидроэнергетического потенциала Таджикистана для решения социально-экономических проблем в ЦА регионе.
«Мы даем около 60% водных ресурсов бассейна Аральского моря, соответственно любые содействия или воздействия на водные ресурсы Таджикистана несомненно будут задевать интересы других стран региона. Гидроэнергетический потенциал Таджикистана – это более 500 млрд. кВтч электроэнергии в год, которые могли бы покрывать текущие нужды региона в три и более раза», - сказал Рахимзода, призвав страны региона вновь обратить внимание на эти факты.
Судя по имеющимся данным, до критической красной линии, ниже которой регион будет считаться вододефицитным, осталось немного.
Рахимзода сообщил, что при нынешних условиях ЦА может уже к 2040 году перейти этот рубеж, когда на душу населения будет приходиться только 1 тыс. кубометров воды.
«Сегодня уже нужны новые механизмы, инновационные подходы в решении вопросов. Хотя страны региона достигли некоторого взаимодействия с момента обретения независимости, но новые тенденции призывают нас чтобы мы нашли другие подходы для совершенствования сотрудничества, которые бы дали новые выгоды региону», - уверен он.
По словам первого замминистра энергетики РТ, если у нас будет более взаимовыгодное сотрудничество в регионе – это даст эффективное использование водных ресурсов, большие экономические выгоды, адаптация к негативным последствиям изменения климата (защита от селей, наводнений, засухи) и самое главное обеспечение водно-энергетической безопасности в будущем и таким образом, содействию достижении цели устойчивого развития всех стран региона.