Присутствие 57 женщин в предвыборной гонке на парламентских выборах Таджикистана придаст иной окрас атмосфере политической кампании.
В предстоящих парламентских выборах примут участие 288 кандидатов от 8 политических партий и самовыдвиженцы, из которых 57 – женщины.
Кандидат от Коммунистической партии Таджикистана Зарагул Мирасанова в беседе сРадио Озоди сказала, с учетом того, что в предыдущих выборах более 80% кандидатов были мужчинами, принимались больше законы, которые не отвечают чаяниямтаджикской женщины. Мирасанова говорит, что включилась в предвыборную гонку, чтобы сломатьатмосферу «патриархата» в этом процессе.
“Мы все время говорим о гендерном равенстве, но на практике никто его не соблюдает. Наши законы также не отражаютвсе сферы жизни таджикской женщины, потому что во время их принятия не хватало голосов женщин. Мы, войдя в парламент, хотим изменить эту атмосферу, чтобы положение женщин в обществе реально изменилось, а не на словах” - говорит Зарагул Мирасанова.
Женщины – кандидаты в своих предвыборных планах делают акцент на искоренение всякого притеснения женщин, обеспечения доступа к учебе девушек, увеличения числа женщин – чиновников в министерствах, ведомствах и государственных учреждениях, защиту прав женщин, особенно в сельской местности.
Кандидат от Народно-демократической партии, юристЗухро Мирзоева, говорит, что независимо от пола человека, необходимо принимать законы, обеспечивающие достойную жизнь всего населения.
“Заработки населения крайне низки, при высокой стоимости товаров. У нас нет даже возможности покупать отечественные фрукты и овощи. Хочу, чтобы был закон, который бы регулировал все это. Ни в каком магазине, или рынке цены не регулируются”.
По мнению кандидата, чтобы искоренить коррупцию, необходимо поднять зарплату чиновников, особенно в силовых структурах.
Кандидат от Партии исламского возрождения Зарафо Рахмони в беседе с Радо Озоди сказала, несмотря на то, что главное место в ее предвыборной программе занимают проблемы экономики, политики, миграции и социальные вопросы, но она как женщина, имеет специальную программу для женщин.
“Наша программа направлена на недопущение дискриминации женщин по религиозным мотивам, ограничения их участия в труде и учебе, запрещения любого давления, запугивания женщин, защиту семейных устоев” - отметила Зарафо Рахмони.
Несмотря на то, что женщины-кандидаты обещают в случае победы защищать права женщин, однако наблюдатели считают эти программы невыполнимыми.
Политолог Парвиз Муллоджонов говорит, осуществление предвыборных программ женщин зависит от будущего спикера парламента, а не от женщин – депутатов.
Муллоджонов говорит: “То, что говорят женщины-канидаты, зависит от того, кому достанутся кресла будущего парламента. Если в парламент будут избраны действительно активные кандидаты, возможно, планы женщин будут реализованы. В прошлом парламенте также было немало женщин, но они не были активны”.
По мнению таджикского обозревателя, реализация программ кандидатов, если они победят, будет зависеть от их опыта и знаний. Если у них нет опыта работы в этой сфере, вряд ли можно ожидать от них результатов в парламенте.
Однако женщины-кандидаты говорят, что они уверены в своих возможностях.
На парламентских выборах2010 года из 150 кандидатов, 22 были женщины. Присутствие женщин в правительстве Таджикистана также не высоко, кроме постав вице-премьера, из 22 министерских постов, только одно предоставлено женщине.
Женщины получили только два кресла в правительственных комитетах и 9 кресел в парламенте. До сих пор Таджикистан не имеет ни одной женщинына должности посла.
Ганджинаи Гандж