Сегодня, 12 февраля, исполнилось ровно 25 лет так называемым «февральским событиям» в Душанбе: 11-14 февраля 1990 года произошли столкновения между демонстрантами народного движения и милицией.
Рано утром 12 февраля 1990 года страна проснулась от кровопролитного столкновения митингующих с правительственными войсками возле ЦК КП Таджикской ССР. Тогда по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Душанбе были введены войска. В результате столкновений, по официальным данным, погибли 25 граждан республики.
Искрой для выхода определенной группы населения Душанбе стали муссирующиеся в обществе слухи о том, что власти Таджикистана начали выдавать армянским беженцам из Азербайджана квартиры в Душанбе.
Тогда под натиском протестующих все руководство Таджикской ССР - первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана Каххор Махкамов, председатель Совета министров республики Иззатулло Хаеев и председатель президиума Верховного Совета Таджикской ССР Гоибназар Паллаев официально подали в отставку. Но позднее их отставка не была принята пленумом ЦК Компартии Таджикской ССР.
«Кровопролитные события, произошедшие в столице еще советского Таджикистана - Душанбе 12-14 февраля 1990 года, были частью плана президента СССР Михаила Горбачева по разрушению мощного Советского Союза, и были направлены против местных руководителей Таджикской ССР», - уверен лидер Компартии Таджикистана Шоди Шабдолов, который в те годы являлся секретарем ЦК КПТ.
«Для реализации плана тогдашнего Кремля по распространению хаоса по всей стране, в том числе, и Таджикистане, приспешники Горбачева в Душанбе использовали и религиозных фанатов, которые впоследствии были активными участниками гражданской войны в нашей стране», - считает Ш.Шабдолов.
Он заявил, что по замыслу организаторов февральского хаоса в Душанбе, кровопролитие должно было распространиться по всему Таджикистану.
«В стабилизации обстановки в Душанбе огромную роль сыграл председатель комитета партийного контроля при ЦК КПСС Борис Пуго, который срочно прилетел в столицу Таджикистана. Именно он преградил путь к распространению кровопролития на весь Таджикистан. Многие активисты коммунистического движения Советского Союза и я, в том числе, считаем Бориса Карловича Пуго одним из верных последователей дела Владимира Ленина», - заключил Шабдолов.
Февральские события в Душанбе были организованы и спровоцированы КГБ СССР и правительством тогдашнего Таджикистана, ранее заявил в интервью «АП» Махмадали Хаит - один из активистов тогдашнего народного движения «Растохез» («Возрождение») - таджикского оппозиционно-демократического движения, ставившего задачу пробуждения национального самосознания народа.
М.Хаит, который ныне является заместителем лидера Партии исламского возрождения Таджикистана, уверен, что КГБ СССР и правители тогдашнего Таджикистана были сильно обеспокоены зарождающимися в стране демократическими, народными и оппозиционными к советскому режиму движениями.
«Кроме того, в конце февраля 1990 года в Таджикистане были намечены выборы в парламент республики и многие, так называемые, «неудобные» режиму политики, представители интеллигенции, объявили о своем намерении участвовать в них и только массовые беспорядки, ответственность за которых можно было возложить на «Растохез» и других инакомыслящих граждан, могли быть на руку тогдашним властям», - уверен Хаит.
Тем не менее, он не разделяет мнения некоторых политологов и обозревателей о том, что февральские события 1990 года в Душанбе никак нельзя называть началом гражданской войны в Таджикистане, которая началась весной 1992 года.
«Гражданская война в Таджикистане - это другая авантюра, которую привели в действие спецслужбы некоторых постсоветских стран», - убежден Хаит.