В Душанбе 19 ноября в ходе международной конференции «Таджикистан: векторы евразийской интеграции» о плюсах и минусах евразийского экономического союза (ЕАЭС) и таможенного союза (ТС), а также о конкретных шагах, которые Таджикистану нужно будет предпринять, чтобы вступить в эти организации рассказал чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Таджикистане Агыбай СМАГУЛОВ.
«Наше "море" - это территория России, наше "море" - это территория Китая»
СВОЕ выступление А. Смагулов начал с данных, которые в недавнем послании к народу Казахстана озвучил лидер этой республики Нурсултан Назарбаев. Обращение президента к казахстанскому народу в этом году было досрочным, так как, по мнению Н.Назарбаева, именно сейчас страны находятся на пороге перестройки всей архитектуры мира. В этих условиях Казахстан начинает строительство новой экономической политики, которая обеспечит устойчивый экономический рост в условиях неблагоприятных внешних вызовов, расширит социальную поддержку населения и укрепит атмосферу единства и солидарности внутри казахстанского общества. (Подробнее о новой экономической политике Казахстана читайте в приложении Asia-Plus/Kazakhstan в следующем номере «АП»).
Что касается Евразийской интеграции, то в своем выступлении А.Смагулов отметил некоторые инфраструктурные проекты, которые открывают серьезные возможности для развития международного и регионального сотрудничества, в том числе и в рамках ЕАЭС и ТС. Так, посол отметил стратегический проект магистрали Западный Китай – Западная Европа и ее транзитный потенциал для нашего региона.
- Предполагается реконструкция 350 километровой автотрассы Атырау – Астрахань, которая важна не только для наших двух стран, России и Казахстана, ее ждут бизнесмены Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана. Важна эта дорога и для европейских грузов, идущих в Казахстан, в Среднюю Азию и Китай, - сказал А.Смагулов.
Кроме того, по словам дипломата, развитию международного сотрудничества будет способствовать новая паромная переправа из порта Курык на Каспии (площадь терминала составит 20 гектаров, перевалка грузов – 4 млн тонн в год) и 14-километровая железнодорожная линия к ней Боржакты – Ерсай, строительству которой дан старт 1 октября 2014 года. А также завершение строительства первого комплекса «сухого порта», инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» на границе с Китаем.
По мнению А. Смагулова, с вводом в эксплуатацию железнодорожных линий Аркалык – Шубарколь, Жезказган – Бейнеу, стыковкой железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран на иранско-туркменской границе, официальная церемония открытия которой состоится в декабре этого года, расширением морских и строительством «сухих» портов появятся новые логистические цепочки перевозки грузов на просторах Евразии по всем направлениям.
- Хочется привести высказывание нашего президента о евразийской интеграции. «Мы расположены в центре Евразийского материка, у нас нет берегов морей и океанов. Наше «море» - это территория России. Наше «море» - это территория Китая. Если образно считать эти два государства морями, даже океанами, то мы находимся на их берегах. Если мы с ними, через их территории не будем торговать, то как будет расти наша экономика? Ведь для экономики нужны масштабы, рынки», - процитировал слова Н.Назарбаева посол Казахстана.
Вступать или не вступать?
ПО мнению А. Смагулова, для того чтобы Таджикистан решил вопрос о вступлении или невступлении в интеграционные союзы в регионе, общие геополитические рассуждения не подойдут.
- Нужно освоить и грамотно, беспристрастно оценивать количественные и качественные характеристики национальной и международной экономики, понимать интересы и чаяния народа, бизнеса и в целом общества и государства. Нужно оперировать конкретными социально-экономическими понятиями и категориями, - сказал он.
Дипломат напомнил участникам конференции о том, что Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕБР) и Международное исследовательское агентство «Евразийский монитор» с 2012 года осуществляют проект «Интеграционный барометр». В рамках этого проекта ведется мониторинговое исследование интеграционных предпочтений населения стран постсоветского пространства (граждан СНГ и Грузии), а также оценивается внешнеполитическая, внешнеэкономическая и социокультурная ориентация населения стран региона.
- Согласно «Интеграционному барометру» все три года наиболее высокая поддержка вхождения в ТС и ЕАЭС была зафиксирована в Таджикистане (в 2012 году – 76%, в 2013 – 75%, в 2014 году – 72%), - привел данные исследования А. Смагулов.
Причем он подчеркнул, что эти цифры касаются только экономического измерения, что же касается политического и социокультурного притяжения, то оно несколько ниже, но, по данным исследования, отдается явное предпочтение постсоветскому пространству.
- Конечно, опыт Казахстана показывает, что представители бизнеса с подозрением относятся к интеграционным проектам. Это и понятно, они не заинтересованы в появлении конкурентов на национальном рынке. Вероятно, подходы малого и среднего бизнеса в Таджикистане аналогичны. Однако это не всегда соответствует интересам общества и государства, - отметил посол.
ЕАЭС = ВТО?
ПОДРОБНО А. Смагулов разъяснил и ситуацию, связанную с ТС, а также необходимые шаги, которые Таджикистану нужно будет предпринять для составления «дорожной карты» в случае, если наша страна решит вступить в эту организацию.
- Рассуждая о Таможенном союзе, эксперты часто упоминают о снижении доходов в бюджет и, в силу этого, ограничении возможностей государства выполнять свои социальные обязательства. Но нужно иметь в виду, что при пересечении государственной границы товар облагается тремя налогами: таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость и акцизом. Так вот, в ТС, как и в зоне свободной торговли, снимается только таможенная пошлина, - подчеркнул А. Смагулов.
В этой связи посол предлагает подсчитать долю таможенной пошлины в доходной части бюджета, чтобы определить долю страны в распределении таможенных пошлин, собираемых на внешних границах ТС.
- Как известно, раздел собранных на общей границе таможенных платежей и сборов осуществляется следующим образом: России - 87,97%, Казахстану - 7,33%, Беларуси - 4,7%, - отметил А. Смагулов.
Кроме того, дипломат считает, что Таджикистану необходимо будет оценить готовность таможенной службы и провести ревизию законодательной базы для приведения ее в соответствие с требованиями ТС.
- В будущую «дорожную карту» будет включен перечень международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в ТС, присоединение к которым является обязательным для Таджикистана одновременно с присоединением к этой организации, - отметил дипломат.
Еще один вопрос, связанный со ставками таможенных пошлин, их гармонизацией с обязательствами перед Всемирной торговой организацией (ВТО), участником которой является наша страна, возникает с учетом того, что у Таджикистана эти ставки ниже и он не может их повысить, а значит, не сможет принять обязательства по единому таможенному тарифу ТС. По мнению А.Смагулова, в этой связи необходимо учитывать три момента.
- Евразийский экономический союз создается на принципах ВТО, а основной принцип этой организации - постепенное снижение тарифов и устранение барьеров на пути торговых потоков. Россия вступила в ВТО и имеет обязательства по снижению ставок. Казахстан, надеюсь, в этом году завершит переговорный процесс и примет обязательства по снижению ставок импортных пошлин в отношении третьих стран, разумеется, с переходными периодами для наиболее чувствительных товаров. С учетом переходных периодов Таджикистана ставки наших стран будут снижаться и сближаться. Тем более что на данный момент простое среднее арифметическое адвалорных частей ставок импортных пошлин тарифного расписания Таджикистана не намного ниже этого показателя ТС: 8,71% и 9,45%. К концу 2020 года, по расчетам, основанным на обязательствах перед ВТО, эти показатели будут еще ближе: 7,73% и 7,90%, - отметил А. Смагулов.
Кроме того, как отмечает дипломат, не являющиеся на данный момент членами ВТО Беларусь и Казахстан с началом работы Евразийского экономического союза примут на себя обязательства по ряду правил ВТО. Например, с 1 января 2015 года правила ВТО по применению защитных мер в отношении импорта из третьих стран становятся обязательными для Беларуси и Казахстана.
- Таким образом, нужно внимательно поработать с товарными номенклатурами, со списками мер нетарифного регулирования внешней торговли Таджикистана и ТС, сравнить их с учетом обязательств перед ВТО и третьими странами, с которыми подписаны договоры о свободной торговле. В итоге сделать соответствующие выводы и выработать предложения по временному применению в отношении определенных товаров ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Тогда будет ясная картина того, насколько изменится баланс внешней торговли и поступлений в бюджет, - сказал посол.
Также, по словам А. Смагулова, вопросы перемещения товаров и транспортных средств с единой таможенной территории ТС на территорию Таджикистана и обратно через территории стран, не входящих в эту организацию, вполне решаемы. Т.к. в этих условиях работают принципы таможенной процедуры таможенного транзита, закрепленные, в частности, в статье 215 Таможенного кодекса ТС.