Реакция Узбекистана на результаты экспертизы Рогунского проекта не была неожиданной для Таджикистана, хотя может создать определенные проблемы для инвестиций.
Заявление Узбекистана на результаты экспертизы Рогунского проекта вызвало среди жителей Таджикистана, некоторые из которых акционеры Рогуна и недоумение и недопонимание. Они говорят, ведь именно Ташкент настаивал на том, чтобы экспертизу провела международная организация. Но теперь, когда группа экспертов Всемирного Банка дала положительное заключение по Рогуну, Узбекистан заявляет, что экспертиза осуществлялась неверно и требует проведения еще одной.
Официальные представители Таджикистана воздержались комментировать последнее заявление Ташкента, отметив, что скажут сове слово после объявления Всемирным Банком окончательного результата исследований 15 августа нынешнего года.
Однако руководитель компании Рогун ГЭС Хайрулло Сафаров, принимавший участие на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению проекта доклада Всемирного банка «Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС» и вопросов использования трансграничных водных ресурсов 18 июля 2014 года в Алма-Ате, заявил, что позиция Узбекистана была известна заранее. Сафаров 4 августа реагируя на заявление первого заместителя премьер- министра Узбекистана по поводу результатов экспертизы Всемирного Банка заявил «техническая и экологическая экспертиза Рогуской ГЭС осуществлялась ВБ в течении 4 лет с соблюдением всех международных норм и по этому поводу не должно быть никаких сомнений».
По словам Сафарова, экспертов международной группы выбирал сам Всемирный Банк и финансирование исследования проводилось самим банком.
«Мы приглашали представителей соседнего государства на встречи, но они не принимали участие, либо присылали лишь письма. Всемирный Банк поддержал проведенную работу и ответил на вопросы представителей соседних государств на встрече в Алма-Ате. Мы работаем с учетом интересов седей и наша работа прозрачна. Наши двери всегда открыты для сотрудничества».
По словам руководителя Рогунской ГЭС, этот проект полезен не только Таджикистану, но и для всех стран региона.
Ранее первый заместитель премьер-министра Узбекистана Рустам Азимов заявил, что экспертиза проекта строительства Рогунской ГЭС, финансируемая Всемирным банком, не соответствует общепринятым международным стандартам.
Экспертизы проекта строительства Рогунской ГЭС не соответствуют общепринятым международным стандартам. Об этом заявил первый заместитель премьер-министра, министра финансов Республики Узбекистан Рустам Азимова на встрече представителей правительств стран Центральной Азии по обсуждению проекта доклада Всемирного банка «Ключевые вопросы для дальнейшего рассмотрения предлагаемого проекта Рогунской ГЭС» и вопросов использования трансграничных водных ресурсов 18 июля 2014 года в Алматы. Примечательно, что выступление Азимов почему то было опубликовано на Правительственном портале Республики Узбекистан лишь 1 августа 2014 года.
По словам Азимова, процесс организации экспертизы проекта строительства Рогунской ГЭС, выбора консультантов, финансирования, определения технических заданий и другие важнейшие параметры, от которых зависит конечный результат экспертизы, не соответствуют международно признанным стандартам независимости, беспристрастности, объективности и прозрачности оценки проекта.
Азимов отметил, что в первую очередь, эта убежденность обусловлена тем, что вопреки элементарной логике и принципам здоровой практики, роль организатора тендера и заказчика т.н. «экспертизы», финансируемой Всемирным банком, было решено возложить на правительство Таджикистана, которое является самой заинтересованной стороной в этом процессе.
«Это абсолютно неприемлемо, так как полностью противоречит общепринятым нормам равного учета интересов всех заинтересованных сторон».
Узбекская сторона называет проект строительства Рогунской ГЭС «устаревшим», отмечая, что он был разработан 44 года назад, «в период советской гигантомании, и на сегодняшний день полностью устарел, как с точки зрения технических подходов и строительных норм, так и современных стандартов экологической безопасности».
Азимов отметил, что «после 3-х лет работы, панель экспертов не смогла выработать конкретных ответов на такие жизненно-важные вопросы, связанные с этим проектом, как наличие рисков техногенных катастроф, связанных с геологическими условиями предполагаемой площадки строительства, потенциальными оползнями, солевым пластом, обеспечения защиты прав стран в среднем и нижнем течении Амударьи на гарантированные объемы и режим попусков воды, особенно, в вегетационный период, риски для окружающей среды региона, анализа эффективных альтернативных подходов к решению проблемы зимнего дефицита энергии в Таджикистане.
По словам Азимова, материалы экспертизы «представляют собой все что угодно – эссе, предпроектный обзор, студенческий реферат – но никак не профессиональную, квалифицированную и однозначную экспертизу проекта строительства Рогунской ГЭС».
Поэтому, отметил он, Узбекистан отказывается рассматривать подготовленные документы в качестве экспертных заключений по проекту Рогунской ГЭС, так как они не отвечают стандартам профессионального экспертного заключения по проекту.
По словам Азимова, Узбекистан предлагает провести еще раз тщательную проработку и экспертную оценку альтернативных вариантов, в том числе строительства средних и малых ГЭС с резервуарами суточного накопления, расширения существующих и строительства новых тепловых электростанций на базе угольных месторождений Таджикистана и использования других рациональных возможностей, которые, при значительно меньших капитальных затратах, позволят решить проблему энергодефицита в Таджикистане за более короткие сроки и при этом не нарушая водный баланс и не создавая катастрофических техногенных, экологических и социальных угроз для всего региона.
Азимов подчеркнул, что заключения консультантов и панели экспертов по проекту Рогунской ГЭС являются для Республики Узбекистан абсолютно неприемлемыми.
«Республика Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не предоставит поддержку этому проекту». – заявил первый заместитель премьер-министра Узбекистана.
Напомним, 20 июня правительство Таджикистана опубликовала оценку Рогунской ГЭС состоящей из 160 страниц, в которой говорится, что «Многие последствия постройки Рогунской ГЭС очень малы и легко устранимы, в случае если необходимость в этом возникнет».
Однако в целом согласно этим оценкам, никаких предполагаемых серьезных социальных и экологических последствий не существует, чтобы принимая их во внимание отказаться от строительства Рогунской ГЭС. Тем не менее, авторы оценки отметили два аспекта и важные последствия, которые по их словам должны быть внимательно изучены, чтобы принять меры для минимизации этих последствий.
Согласно проведенной экспертизе, возведение Рогунской ГЭС с огромным водохранилищем, не окажет большого влияния на флору и фауну Таджикистана, и не приведет к исчезновению кого либо вида животного или растения. В документе не предложены конкретные рекомендации для контроля за эксплуатацией ГЭС и устранения возможных экологических последствий.
Согласно другому документу, то есть «технико-экономическому обоснованию проекта Рогунской ГЭС», подготовленному компаниями «Койне энд Беллер», «Электроконсалт», “Energy+Water Economics”, место выбранное под строительство Рогунской ГЭС, хотя и является сейсмологически сложным, однако несмотря на это подходит для строительства ГЭС.
Лучшим выбором с точки зрения экономической выгоды, является возведение 330 метровой плотины, что позволит Рогуну производить до 3600 мегават\часов электроэнергии. В таком случае ГЭС может служить Таджикистану 115 лет, говорится в документе. Однако, авторы оценки отмечают, что строительство ГЭС должно идти с учетом возможностей, и не должно быть обременительным для страны.
Необходимо отметить, что обе международные оценки проекта Рогунской ГЭС осуществлялись с помощью Всемирного Банка. Между тем в ВБ говорят, что даже в случае положительных международных оценок, не следует думать, что Всемирный Банк примет участие в инвестировании этого проекта. Экспертизы и оценки проведены по просьбе стран низовья, в особенности Узбекистана, который считает, что Рогун станет причиной экологической катастрофы в Средней Азии, и оставит страны низовья без воды.
Таджикские эксперты называют утверждения узбекской стороны о вреде Рогуна безосновательными. Эксперт по вопросам энергетики Гуломиддин Сайфиддинов отметил, что подобные экспертизы проводились не раз во времена Союза.
"Всемирный Банк также в течение нескольких лет изучал проект. Представители Европейского парламента также ознакомились с результатами исследования и заявили, что объект должен быть построен. Неужели все эти исследования проводи некомпетентные люди. Узбекистан боится лишь того, что, построив ГЭС, Таджикистан начнет устойчивое развитие. За 20 лет существования проблем с электричеством, заводы и фабрики не могли стабильно функционировать, создавались препятствия на пути развития страны".
Шахлои Гулходжа