Из года в год жителям Таджикистана и Узбекистана посетить своих родственников, которые проживают в соседнем государстве, становится все сложнее…
Каждый день у консульского отдела посольства Узбекистана в Душанбе собираются, примерно, человек двадцать. В основном, это пожилые люди в сопровождении детей. Все они хотят попасть в Узбекистан: кто на свадьбу, кто на поминки, кто-то на лечение, а иные вовсе повидать своих родителей или детей. Многим заветной визы приходится ждать несколько дней.
- Консульский отдел посольства есть только в Душанбе, что крайне неудобно для жителей других регионов. Ошибки и неточности в оформлении документов могут повлечь отказ в визе, - рассказал один из граждан.
По словам жителей обоих государств, из-за охлаждения взаимоотношений между правителями они не могут посещать своих родственников, участвовать на семейных мероприятиях и похоронных процессиях. Упрощенный порядок пересечения границы в приграничных районах попросту отменен.
Салим, гражданин Таджикистана, говорит, что его родственники живут в Китабе. Раньше он добирался поездом, сейчас ему пришлось приехать из Курган-Тюбе в столицу, чтобы подать документы на получение визы.
– Если удачно сдам документы, то, примерно, через неделю заберу их. Чтобы попасть на свадьбу родной племянницы, заставили принести телеграмму с подтверждением о том, что именно в этот день меня приглашают на торжество. А уже в самом Узбекистане мне нужно будет отмечаться… Такое ощущение, что посещаешь какую-то секретную страну, - жалуется он.
Но наличие визы отнюдь не означает, что пересекать границу будет легко и просто. Существует масса заслонов, запутанных таможенных правил и коррумпированность пограничников.
- Визовый режим стал барьером для тех, кто пересекает границу, чтобы повидаться со своими родными. У меня множество родственников в Коканде и Ташкенте, но мы не можем навестить друг друга, – сетует Ильхом из Исфары. – Теперь о старых, добрых временах, когда границы для нас были открыты, остается только мечтать.
Таджикские коммерсанты также сетуют на бюрократические проволочки и мздоимство, превращающие пересечение границы для них в целую проблему и толкающие некоторых из них на контрабанду.
Раньше из Узбекистана на продажу в северные районы Таджикистана завозили дизельное топливо, фрукты, овощи, хлопковое масло и музыкальные диски. В обратном направлении следовали рис, картофель и товары народного потребления китайского производства.
- Много безработных трудовых мигрантов из Узбекистана работали на частных стройках в приграничных районах Согдийской области, - говорит Ильхом.
Предпринимательница Сохиба проживает в одном из районов Согдийской области, а основной ее бизнес находится на ташкентском Алайском рынке. По ее словам, раньше было без проблем: вечером садишься в транзитный поезд, утром сдаешь перекупщикам сухофрукты и таким же образом возвращаешься на следующее утро. Сейчас, чтобы не ехать для визы в Душанбе, через посредников она, заплатив $35, делает себе пятидневную визу. А с каждым днем становится все тяжелее.
«Я регулярно езжу в Ташкент на рынок, и пограничники постоянно придираются то к тому, то к этому. Например, требуют показать телеграмму, на основании которой получена виза, и не отстанут, пока не получат от меня взятку. Обычно - это две тысячи узбекских сумов (около $2), – рассказывает Олима из Худжанда. – Что касается меня, то я предпочитаю заплатить эти деньги, чтобы избежать злоупотреблений и унижений».
- И хотя эти неофициальные поборы могут показаться незначительными, но с течением времени они выливаются в кругленькую сумму, - добавляет женщина.
По ту сторону границы
Схожие проблемы испытывают и узбекистанцы, которым по тем или иным причинам приходится бывать в Таджикистане.
Хамид, житель Намангана, по телефону рассказал, что у него в Исфаре живут родственники, с которыми он общается по Интернету.
- Недавно я ездил к тете в Исфару, но перед этим, чтобы получить визу в Таджикистан, я потратил две недели на походы в посольство РТ в Ташкенте. Только получил эту визу, как началась другая головная боль. Сейчас функционируют только два пропускных пункта - «Платина» в Спитамене и «Ойбек» в Матче. КПП «Равот» и «Патар» в Канибадаме давно уже закрыты. Так вот вместо 15 километров дороги мне пришлось преодолеть путь в разы больше, через перевал Ангрен и только потом пересечь границу через КПП «Платина».
Особенно тяжелая ситуация складывается у тех, кто должен успеть на похороны своих родных или близких по ту сторону границы.
- У меня умерла сестра в Канибадаме, - жалуется Абдулло из Ферганы. - Мне позвонили, отправили телеграмму. С ней мы с женой пришли на пропускной пункт на границе, несколько часов умоляли, чтобы нас пропустили, но нас никто не слушал, ведь визу нужно делать в Ташкенте, а на это уходит не менее недели.
А некоторые сталкиваются с проблемами весьма специфическими. Житель Самарканда Собир говорит, что у него в Пенджикенте живут родственники, у которых недавно был юбилей.
- Я получил визу, принял участие в мероприятии. Спустя некоторое время решил взять кредит в банке. Знакомясь с моими документами и заметив наличие визы в Таджикистан, меня долго расспрашивали о причинах моей поездки и в итоге отказали. А через некоторое время меня даже вызвали в правоохранительные органы, где долго и упорно расспрашивали о цели моего приезда в Таджикистан,- сетует собеседник.