Новый закон «О Конституционном суде РТ» разрешит использовать средства аудиовизуальной записи и транслировать судебный процесс в Конституционном суде по ТВ и радио. Об этом сказал, представляя сегодня проект закона на заседании нижней палаты таджикского парламента, председатель Конституционного суда РТ Махкам Махмудзода.
Проект закона имеет 86 статей, 15 глав. В 5 главе закона говорится об использовании средств аудиовизуальной записи и трансляции судебного процесса по ТВ и радио, с разрешения Конституционного суда.
«Это даст возможность народу быть в курсе о ходе рассмотрения дела в Конституционном суде», - сказал Махмудзода.
В ходе обсуждения законопроекта депутат Сухроб Шарипов сказал, что не понимает, на каком основании служебное жилье может перейти в собственность судьи.
«Я не понимаю, почему служебное жилье (статья 68) после 10 лет работы перейдет в собственность судьи Конституционного суда. На основе какого закона? - спросил он. - На основе существующих законов квартира в собственность не может переходить. Мы, депутаты, знаем это, и несколько раз спорили об этом. И не противоречит ли это требованиям действующих законов?». Махмудзода сказал, что «льготы предусмотрены как социальная гарантия судьям».
«И еще, думаю, таких судей не много, - добавил спикер Шукурджон Зухуров. - И еще Сухроб Ибронович, нужно учесть, что это высшие судьи. Мы можем им дать только это, и это очень важно».
Депутат Мухиддин Кабири сказал, что поддерживает льготы и поощрения судей, но только во имя их независимости.
«Я сторонник нового закона и за то, чтобы дать судьям льготы, во имя их независимости и социальной защищенности. Но может ли это гарантировать их независимость, отразится ли это на принятии ими справедливых решений? Насколько мы знаем, очень много жалоб на решения Конституционного суда, - сказал Кабири. - Сколько жалоб и заявлений граждан или неправительственных организаций против государственных структур с вашей стороны были удовлетворены? И какие решения были вынесены, которые бы показывали независимость в принятии решений?».
«Есть 11 решений Конституционного суда о признании не конституционными законов и решений министерств и ведомств, - перечислил Махмудзода. - Обращаются все. Вот ваша партия, к примеру, обращалась. Один раз мы принимали решение, второй раз вынесли определение. Но когда будет акт считаться антиконституционным? Только, когда есть достаточных оснований».
В итоге, Закон «О конституционном суде РТ» был принят.
На заседании парламента был также принят законопроект «О судах РТ». Закон состоит из 14 глав, 138 статей. По новому закону судьи обязаны знать таджикский язык, и не имеют права принимать подарки, которые бы имели отношение к его деятельности.
«Подарки, которые судья получил во время протоколирования, командировки, и других официальных мероприятий, с составлением акта предоставляются в суд, где этот судья работает»,- объяснил, представляя законопроект, председатель Верховного суда Нусратулло Абдуллозода.
На заседании депутаты также одобрили закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Представляющий проект закона депутат Махмадамин Хисориев сказал, что на сегодня существует 36 охотничьих зарегистрированных хозяйств, общая площадь которых составляет более 1 млн. гектаров, и закон направлен на упорядочение и регулирование в этой области.