«Жители города оценивают проведенную работниками силовых органов операцию против безоружных людей, независимо от виновности или невиновности последних, как незаконное применение оружия с опасностью для жизни людей».
Я НЕ собирался писать этот материал, но меня «спровоцировал» Интернет. Столько там правды и неправды, что порою создается впечатление о соревновании между экспертами и комментаторами, между старыми и новыми политиками и лидерами на тему: каким цветом мазан Хорог.
К сожалению, обсуждение «положения и позиции» населения ГБАО после известных событий 2012 года так и не прекратилось…
Так вот, я живу на этом самом Памире 70 лет. И всю жизнь прожил в родном Хороге. По образованию историк, по профессии журналист. Много лет работал в идеологической сфере, а несколько лет независимости – на государственных должностях, связанных с развитием предпринимательства. Последние годы руковожу Ассоциацией предпринимателей и горных фермеров «Милал Интер», которая занимается поддержкой предпринимательства, фермерства и регионального сотрудничества между ГБАО и приграничными областями соседних стран. Сегодня в этой Ассоциации работает около 40 человек, в основном молодежь. Это я говорю не для пиара, а для того, чтобы никто не упрекал меня в некомпетентности или неосведомленности.
И еще, я люблю свою Родину - Таджикистан, свой Горный Бадахшан и родной Хорог и потому считаю себя предельно искренним.
То, что случилось в эти дни в Хороге, могло случиться, а порою и происходит, в любом другом регионе Таджикистана и мира. В данном случае непрофессионализм, преступная халатность и в определённой мере чувство безнаказанности работников органов внутренних дел стали причиной этой ужасной трагедии. Не надо говорить о перестрелке, о поимке, ибо это больше было похоже на расстрел, что возмутило население, молодежь и спровоцировало их на ответные неадекватные действия. Кто конкретно в этом виноват, какова вообще подоплека случившегося, выясняет созданная совместная комиссия, и, надеюсь, скоро мы об этом узнаем. Но пока мы скорбим по погибшим и молимся Аллаху о спасении раненых.
«Жители ГБАО даже в мыслях не допускают отделения»
А ТЕПЕРЬ небольшое отступление. Хочу кратко остановиться на описании создавшейся к настоящему времени информационной атмосферы вокруг Горного Бадахшана. Это давление на сознание населения ГБАО, на психологическое состояние жителей области и косвенная причина происходящего.
Главным давлением в последнее время стало сообщение о сепаратизме жителей Горного Бадахшана. Это является грубой попыткой создания отрицательного образа области и ее жителей. Так вот, никогда за тысячелетия на этой территории не существовало единого государства, а многие столетия существовали самостоятельные территории Шугнан, Вахан, Дарваз. Кто только их не порабощал: и китайцы, и шахский Афганистан, и Бухарский эмират…. К концу 19-го века на территории Шугнана и Вахана, где проживали исмаилиты, осталось менее 15 тысяч жителей. Это был результат страшного геноцида в отношении горцев Бадахшана. И к России местные жители обратились за защитой исключительно ради своего спасения от нависшей над ними смертельной опасности. И они эту поддержку получили. Российские военные не только положили конец набегам врагов горцев, но и развернули борьбу против потребления наркотиков.
После прихода Советской власти в ГБАО область вошла в состав Таджикистана и таким образом получила свою естественную среду. А автономию этой области дали не какие-то родственники или глупые политики, а умнейшие люди, которые основывались на большом объеме научной информации и учитывали особое геополитическое расположение области, его этнические особенности, языковые и религиозные отличия. Но при этом жители всегда считали себя таджиками и почитали исключительно таджикско-персидскую поэзию и прозу, а местные поэты также творили на таджикском языке. Но в быту они всегда разговаривали на своих родных языках – шугнанском, ваханском, язгулямском…
С какой же стати сегодня многие возмущаются, когда жители Горного Бадахшана в обществе между собой разговаривают на своем родном языке или эти языки звучат по радио и телевидению?
В то же время за все годы советской власти у нас до сих пор так и не удалось внедрить единый таджикский язык, как, например, дари в Афганистане или фарси в Иране. Наши граждане разговаривают на более чем 25 диалектах, порою сильно отличающихся друг от друга. В этом можно убедиться, взглянув на комментарии в Интернете. Да и что в этом плохого: этническое разнообразие, многоцветье культуры таджикского народа я считаю одним из главных богатств Таджикистана. Это неоднократно было отмечено и руководством страны.
При всем этом жители ГБАО даже в мыслях не допускают отделения от республики или присоединения куда-то, к кому-то.
«Это беспредел, направленный на ухудшение безопасности…»
А ТЕПЕРЬ я возвращаюсь к нынешним событиям.
На второй день последних Хорогских событий в городе из представителей гражданского общества (религиозные деятели, женщины, ветераны, молодежь) по предложению председателя области были созданы рабочие группы для встречи с жителями. В задачу этих групп входило по мере возможности успокоить людей, предоставить им более или менее достоверную информацию, а также изучить и обобщить их мнения. Уместно заметить, что в создавшихся условиях руководители области и города не растерялись, умело решали вопросы и держали контакт с жителями.
Я входил в состав одной из общественных групп. И у меня сложилось представление об общем мнении и предложениях жителей. Некоторые из них привожу целиком:
- жители города оценивают проведенную работниками силовых органов операцию против безоружных людей, независимо от виновности или невиновности последних, как незаконное применение оружия с опасностью для жизни людей, оно также стало причиной смерти, ранения людей и беспорядков в городе;
- жители оценивают эту операцию работников милиции как беспредел, направленный на ухудшение политической и общественной ситуации и безопасности в городе и области;
- горожане считают необходимым определить, чьим приказом и кем была проведена операция, и привлечь их к ответственности. Чтобы соответствующие органы безотлагательно определили, из чьего оружия были убиты и ранены жертвы данной операции, и обнародовали соответствующие результаты;
- горожане утверждают, что после изъятия оружия у населения в Хороге увеличилось число вооруженных работников силовых структур, которые часто проводят рейды, создающие в городе нездоровую атмосферу;
- Хорог, вероятно, единственный в стране город, где еженедельно посередине единственной улицы ставят шлагбаум, якобы для проверки автотранспорта. Этот шлагбаум ограничивает проезд автомашин, создает заторы и провоцирует конфликты.
Часто здесь можно видеть и вооруженных людей. Это, как правило, крайне отрицательно влияет на настроение людей;
- при этом, как утверждают жители города, несмотря на многочисленные предыдущие переговоры и обещания высокопоставленных лиц и органов, молодежь города не почувствовала себя в безопасности, ибо в любое время они без суда и следствия могли быть объявлены нарушителями или виновными в каких-то преступлениях. Были случаи, когда молодых ребят хватали «по ошибке». Создается впечатление, что в Хороге или действует чрезвычайная ситуация, или же объявлен комендантский час;
- горожане категорически утверждают, что пока силовики в своих действиях будут использовать методы криминала, веры в законность их действий у людей не будет;
- жители города, решительно осуждая беспредел подростков в городе, организацию незаконных митингов, просят местные органы власти усилить требования к родителям относительно выполнения закона об ответственности родителей и к школам относительно воспитательной работы. При этом считают важным усилить работу по информированию населения, особенно подростков в школах и вузе, о положении области и страны, о перспективах развития региона.
«Назло противникам и на радость друзьям…»
И В КОНЦЕ я хочу немного остановиться на митинге, организованном молодежью города.
На мой взгляд, главной его целью было принудить власти и силовые органы провести справедливое расследование произошедшего. Но любые митинги, как правило, привлекательны для всяких политических элементов, особенно недовольных своим положением, для тех, кто рвется к власти, для криминальных элементов, которые хотят глубже спрятать свои проблемы и найти способы защиты от наказания. Эти митинги особо опасны тем, что толпы, особенно молодежи, легко спровоцировать на любой беспредел, что мы, к сожалению, были вынуждены наблюдать.
Я хочу обратиться к тем, кто хочет создать у мировой общественности мнение о Хороге как о криминальном городе (шахри бангу афюн, как утверждает Ато Мирходжа). Я не понимаю, на чью мельницу льют воду эти люди. Но они или не знают, или не хотят знать этот город, его нынешнее состояние и проблемы. Я со всей ответственностью заявляю, что наш город не криминальный и не преступный. Его, вероятно, хотят видеть таким.
Но я убежден, что хорогцы этого не допустят.
Примечательно при этом, что на нынешних встречах с населением мы не наблюдали озлобленности или излишней эмоциональности у людей. Преобладала серьезная озабоченность создавшимся положением и опасения о последствиях.
Сегодняшний Хорог – это студенческий город, строящийся город. Это город, привлекающий десятки тысяч туристов и готовящийся к большому их заезду. Это город, поддерживающий тесные контакты с соседними регионами зарубежья. Только за последние 6 месяцев город посетили губернаторы Ошской области Киргизии и провинции Бадахшан Афганистана. Но на этих деловых встречах речь идет не о сепаратизме, а исключительно об укреплении деловых и дружественных отношений наших стран и народов.
Хорог, как и в целом ГБАО, наш президент Эмомали Рахмон назвал Золотыми воротами Таджикистана, а наш духовный лидер Его высочество принц Ага Хан IV - бриллиантом в сердце гор. И он будет таким назло всем противникам и на радость друзьям.