Таджикистан 5-6 мая с официальным визитом посетил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. Данный визит стал логическим продолжением конструктивного диалога и развития сотрудничества между двумя дружественными странами.
Сложилось так, что Таджикистан и Туркменистан в годы независимости связывают доверительные отношения, основанные на двухсторонних соглашениях и договорах, и просто на теплых человеческих чувствах.
Нас связывают не только региональные проекты, к примеру, проект строительства железной дороги Таджикистан-Афганистан-Туркменистан, но и общность культуры, традиций, советское прошлое.
Следует отметить, что Туркменистан всегда выражал и выражает готовность оказывать всяческое содействие Таджикистану, особенно в трудные для республики времена.
Туркменские друзья не отказывали нам в энергетической поддержке, и готовы экспортировать электроэнергию в зимний период, было бы желание другой соседней страны в ее транзите.
Как отметил депутат парламента Таджикистана Шоди Шабдолов, несмотря на то, что у нас с Туркменистаном нет общих границ, мы всегда ощущаем помощь братского народа.
«В годы гражданского противостояния в Таджикистане многие наши граждане уехали в Туркменистан, где нашли понимание и хлеб. Никто тогда не просил покинуть эту страну. Встретили, как братьев», - отметил Шабдолов.
«Я всегда отслеживаю, какие договоренности достигаются между двумя странами. Девять соглашений, подписанные на днях в Душанбе на высшем уровне очень важны для обеих сторон. Здесь соглашения в сфере энергетики, железных дорог. Туркменистан может обеспечить нас газом, электричеством, и конечно это позитивный фактор», - подчеркнул депутат.
«Преимущество Туркменистана в том, что там не начали приватизировать гособъекты. Правительство работает в интересах народа, и такой подход, конечно, приносит свои плоды», - поделился он.
Рустам Маджидов, журналист, в свою очередь считает, что экономические соглашения между Туркменистаном и Таджикистаном, несомненно, носят позитивный характер.
"В нынешних условиях любые инвестиции, любая возможность выйти на новый рынок для Таджикистана важны. В условиях, когда российская экономика - основной источник доходов таджикского населения (в лице мигрантов) - находится в неизвестном состоянии и вносятся все новые и новые санкции, косвенно пострадает и наша экономика: по оценкам, уже в этом году денежные переводы сократятся до 30%. С другой стороны, возможность выбора снижает зависимость от одного или нескольких рынок и экономик”, - отметил Маджидов.
"При налаживании экономических отношений, Таджикистан сможет частично обеспечить себя альтернативным рынком, и при необходимости отказаться от старых рынок. Важным ключом является также энергоресурсы, которые Туркменистан сможет поставить в Таджикистан по невысокой цене”, - заявил он.
"Но тут необходимо иметь ввиду, что энергоносители центральноазиатского региона находятся, дефакто, под контролем России - то есть, мы не уходим от влияния "старшего брата" в отрасли энергетики, а значит, и экономики. Объемы поставок и покупок энергоносителей будут зависить от Газпрома и подобных крупных компаний. Покупка и продажа электроэнергии тоже на ближайшее будушее остается не эффективным: Узбекистан вряд ли даст необходимый транзит. Может помочь ЛЭП в обход Узбекистана, например, вдоль железной дороги через Афганистан, но это пока остается в среднесрочной перспективе”, - подчеркнул Маджидов.
Зинатулло Исмоилов, директор независимого ТВ "Симои мустакили Точикистон” (СМТ) также уверен в позитивном развития взаимоотношений между Таджикистаном и Туркменистаном.
"Вместе мы взялись за реализацию такого масштабного проекта, как строительство железной дороги Туркменистан-Афганистан-Таджикистан. Вообще Туркменистан всегда поддерживает нас. Когда Узбекистан отказался поставлять нам электроэнергию зимой, Туркменистан выразил готовность предоставлять нам дешевую электроэнергию”, - напомнил Исмоилов.
"Туркменистан богат нефтью и газом, и в этом плане наше сотрудничество может быть обоюдовыгодным, особенно после того, как будет реализован железнодорожный проект Таджикистан-Афганистан-Туркменистан”, - заключил Исмоилов.