В длительных межтаджикских переговорах никто не боялся говорить открыто, что думает: и представители правительства, и оппозиции, заявил накануне в своем выступлении на встрече «Диалог цивилизаций» Сайфулло Сафаров, первый замглавы ЦСИ при президенте РТ, участник межтаджикских переговоров 1992-97 гг.
«На этих встречах не было никакой неуверенности, страха или какой-то боязни, и не только среди различных общественных групп, но и среди правительства, - сказал Сафаров в своем выступлении на тему «Таджикский мир как историческое явление». - Никто не боялся говорить, каждый говорил то, что думал. Наверное, это было связано и с тем, что все сказанное не входило в меморандум. В меморандум включались выводы по результатам этих встреч, которые отправлялись президентам США и России, как спонсорам переговоров».
По словам Сафарова, каждый говорил от своего имени, «никто не выступал от имени группы, ислама, партии, от имени государства, а все излагали свои личные мнения – и со стороны оппозиции, и со стороны правительства».
«Все таджикское общество должно с почтением помнить таджикский опыт (диалог), принять его как историческое явление, - сказал Сафаров. – У нашего общество сегодня появилась негативная черта – неуважение и неуверенность в себе. В частности молодежь, часть интеллигенции – они сомневаются в себе. Они сомневаются, не доверяют своей нации. Даже свое государство не уважают. Я не говорю о правительстве. Мы имеем национальное государство, которое отвечает нашим национальным потребностям. И если вы не уважаете свое государство, не уважаете свою нацию, тогда, думаю, вы не уважаете и себя. Вы не имеете достоинство».
Сафаров уверен, что мы должны любить и уважать свое государство и нацию, а «правительство сделать своим», а не дистанцироваться от него.
«Наверняка политические партии сейчас спросят: «А как?». Когда вы выступите со своими правильными программами и идеями, решите этим проблему. Неважно, кто подхватит вашу идею – правительство или другие группы. Автор все равно будет известен и не останется без вознаграждения со стороны народа. Конечно, никто сразу не принесет вам машину, дом, но вознаграждение, уважение будут щедрыми».