Представители делегации Таджикистана в составе межправительственной комиссии по демаркации и делимитации спорных участков госграницы с Кыргызстаном недавно вернулись из Бишкека.
Душанбе говорит о продвижениях в переговорах, а в Бишкеке это мнение не разделяют.
Возможно ли решение приграничного вопроса и как?
Встреча в Бишкеке. Таджикистан предлагает, Кыргызстан изучает
НА встрече в Бишкеке стороны обсудили результаты работ рабочих групп по военным и пограничным вопросам, вопросам делимитации и демаркации и использования приграничных дорог. По словам представителя таджикской стороны, в повестку встречи по предложению Душанбе был включен вопрос и о возобновлении работы всех КПП на совместной границе, которые с 11 января остаются закрытыми в одностороннем порядке со стороны Кыргызстана.
«Таджикская сторона представила кыргызской предложения по нахождению путей решения проблем. Кыргызстан, в свою очередь проинформировал, что в кратчайшие сроки по дипломатическим линиям сообщит свою позицию», - сказал источник.
По неофициальным данным, на этой встрече делегация Таджикистана поднимала также вопрос об обмене территориями с целью вывода Воруха из состояния анклава. Однако киргизский вице-премьер Токон Мамытов, комментируя журналистам итоги встречи, заявил, что подобный вопрос не обсуждался:
- Как может вопрос об обмене территориями идти, если сам процесс делимитации и демаркации не завершен и границы не определены?
Как сообщает «АКИpress», по словам Мамытова, на встрече обсуждалось исполнение Протокола об отводе войск, неприменении оружия, а также же достигнута договоренность о том, что Кыргызстан и Таджикистан не будут угрожать друг другу применением вооруженных сил и сделают все, чтобы данной ситуацией не воспользовались различные террористические, экстремистские и организованные преступные группировки.
- Кроме того, мы обсудили взаимодействие военных прокуратур, которые занимаются расследованием инцидента на границе, произошедшего 11 января. Мы констатировали, что правительства и правоохранительные органы двух стран не должны допустить осложнения ситуации, чтобы не применять оружие, и должны принять все возможные меры для стабилизации ситуации, - отметил вице-премьер.
Отвечая на вопрос о сроках завершения процесса делимитации и демаркации, Мамытов сказал:
- Может, через 30 лет, может, через 3 года. Это не от Кыргызстана одного зависит. Это двухсторонний вопрос. Есть много объективных, субъективных причин, которые не позволяют сейчас ускорить данный процесс.
Очередной раунд переговоров официальных делегаций состоится в марте в Душанбе.
Переговорщики ушли, проблемы остаются
ЕДВА завершились переговоры на высоком уровне в Бишкеке, как на таджикско-киргизской границе произошел очередной инцидент.
Как сообщил «АП» житель таджикского кишлака Ходжаи Аъло Фарход Сафаров, в ночь с 15 на 16 февраля, около 11 часов ночи на главной дороге Исфара – Ворух перед воротами погранзаставы Капчагай Кыргызстана, расположенной на территории села Ак-Сай, четверо киргизов в нетрезвом состоянии, безо всяких причин закидали камнями ехавшую со стороны Исфары в Ворух автомашину жителя Воруха Муломасъуда Бобоева.
- На место происшествия сразу же пришли сотрудники отделения милиции Воруха и составили соответствующие документы. Со слов Бобоева, который ехал в машине один, молодые жители киргизского села стояли возле погранзаставы, с ними также был один военный человек, но никаких действий для предотвращения или пресечения хулиганских действий молодежи он не предпринял, - отметил источник.
По его словам, этого человека зовут Маматкулов М. и он является заместителем командира погранзаставы Капчагай.
По словам сотрудников милиции, в феврале это уже третий подобный инцидент, при котором жителям Воруха был нанесен материальный ущерб со стороны киргизских соседей.
Человеческий фактор
ПЕРЕГОВОРЫ по границе между Таджикистаном и Кыргызстаном ведутся давно. С приобретением обеими странами независимости эта проблема стала еще более актуальной. Участившиеся в последние годы случаи стычек между кыргызами и таджиками на спорных территориях заставляют Душанбе и Бишкек все чаще садиться за стол переговоров. Однако, несмотря на радужные прогнозы таджикской стороны по итогам этих встреч, в решении вопроса делимитации и демаркации границы прогресса не видно.
Как уже не раз отмечалось, главная причина, тормозящая этот процесс, – отсутствие четких механизмов решения проблемы границы. Не помогают в ее решении ни документы, ни топографические карты.
Курманбай Искандаров, глава департамента по демаркации границы в Государственном пограничном комитете Кыргызстана, пояснил ситуацию:
- При решении вопроса спорных территорий Таджикистан предлагает работать с документами и картами 1924–1927 годов. Но Кыргызстан предлагает использовать карты двусторонних комиссий периода 1958–1959 и 1989 годов. Именно поэтому мы до сих пор не пришли к единому знаменателю по поводу четкого определения линии границы. В этом и кроется причина наших продолжающихся разногласий. На картах начала 1920-х годов Ворух находится внутри границ Таджикской ССР. Однако на картах 1950-х годов Ворух является анклавом в Кыргызской республике.
Учитывая это, на первое место в переговорах выходит человеческий фактор. Но и здесь, оказывается, не все так просто. По словам многих экспертов, непростая политическая ситуация в Кыргызстане не позволяет представителям правительства этой республики принять на переговорах компромиссные решения.
Так, по словам таджикского политолога Парвиза Муллоджанова, в переговорном процессе нельзя ожидать прогресса, пока в Кыргызстане существуют внутренние политические противоречия.
- Обстановка нагнетается с двух сторон – со стороны властей и оппозиции этой страны. Оппозиция активно пытается использовать проблему приграничных территорий в качестве механизма давления на правительство, пытаясь показать жителям Кыргызстана, что руководство страны не защищает их права. В свою очередь правительство Кыргызстана стремится доказать обратное. Отсюда и резкие заявления властей в адрес таджикской стороны, преподносящиеся кыргызстанцам как проявление патриотизма, - считает эксперт.
Проблемы возникают и с жителями приграничных районов, многие из которых не желают оставлять обжитые места.
- Люди не готовы к коренным изменениям, переезду в другие места. Таджикские жители анклава и приграничных районов не согласны на уступки, говоря: «Нам все время твердили: терпите. Мы терпели. Дальше мы не можем терпеть и не пойдем на уступки».
Не хотят уступать и жители приграничных сел Кыргызстана. Для решения проблемы нужны новые подходы. Но сейчас вряд ли стоит ожидать коренных перемен в приграничной ситуации, - резюмировал Муллоджанов.
Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов также считает, что «в ходе таджикско-кыргызских переговоров обе стороны в первую очередь преследуют пропагандистские цели, говоря современным языком, «пиарят» свои позиции, возможности, намерения».
- Большим недостатком являются, в частности, такие высказывания, как, например, обещания вице-премьера РТ, что Ворух перестанет быть анклавом. К тому времени было понятно, что кыргызская сторона не пойдет на это, а анонсирование того, чего еще не достигнуто, было принято Бишкеком как оскорбление, - считает эксперт.
По мнению политолога, в решении проблемы границ и приграничных территорий не заинтересованы и определенные круги среди местных властей двух сторон.
- В условиях хаоса и неконтролируемости границы для них остается возможность делать бизнес на наркотрафике, других контрабандных операциях, а также проходе неконтролируемых вооруженных групп, которое имело место в 1999 - 2000 годах, - заключил Дубнов.
Пути решения
АННА Матвеева, международный эксперт, научный сотрудник лондонского King's College, которая уже давно занимается вопросами приграничных конфликтов и не раз посещала участок Ворух – Ак-Сай, считает, что варианты решения ситуации на границе, могут быть разными.
- Например, стороны договариваются о делимитации границы путем консенсуса, отбросив карты разных лет и взяв за основу ситуацию, которая, например, сложилась на конец 91-го года. Или по факту того, кто на какой территории живет сейчас. В этом случае стороны должны договориться сразу по всему равнинному участку границы, а не как это происходит сейчас – здесь поделили, а здесь нет.
Эксперт предлагает и другой вариант – правда, требующий больших изменений в законодательствах двух стран.
- Необходимо объявить спорные территории зоной двойной юрисдикции, зоной общего подчинения, отвести оттуда силовые структуры, войска и сделать так, чтобы люди беспрепятственно могли заниматься своей обычной жизнедеятельностью, и все посты вынести за границы этой зоны. Это поможет преодолеть страхи сообществ на той и другой стороне, которые боятся быть отрезаны от своей так называемой материковой зоны. С моей точки зрения, создание вот такой зоны двойной юрисдикции, без присутствия войск, кроме обычной милиции, было бы лучшим решением, но для этого, конечно, нужна политическая воля, - говорит Матвеева.
Киргизский независимый эксперт по инфраструктурным проектам в Центральной Азии Кубат Рахимов в интервью Deutsche Welle сказал, что пограничные вопросы Киргизия и Таджикистан могут решить, вступив в Таможенный союз.
- Общий рынок позволит погасить страсти в регионе. Более того, в общем рыночном пространстве, без погранзастав и таможенных пунктов, будет легче провести делимитацию, - уверен Рахимов.
Другой возможный мирный сценарий - создание на спорной территории совместной свободной экономической зоны. В этом случае там можно будет развивать производство и переработку сельхозпродукции, а также за счет налоговых льгот привлекать инвесторов.
- Соответственно, пограничный режим упрощается, вырабатываются общие правила таможенного регулирования, - поясняет Кубат Рахимов, добавляя, что пограничные споры - лишь одна из причин участившихся конфликтов в регионе.
Основным же фактором нестабильности эксперт называет высокий уровень бедности жителей Ферганской долины на фоне роста численности населения и дефицита природных ресурсов.
С мнением Рахимова солидарен и Аркадий Дубнов.
- Недалеко от моего дома, на Рогожском рынке работает парень, родом из Исфаринского района, - рассказывает эксперт. - Он говорит, что, по словам стариков, в этом районе всегда жили таджики. Возможно, так и было, но тогда, если и были границы, никто их не чувствовал. Действительно, на самом деле компромисс может быть достигнут, когда люди в этом районе поймут, что им выгодно жить бок о бок друг с другом, осуществляя вместе хозяйственную, экономическую деятельность. Думаю, лучший вариант на сегодня - это когда можно пообещать людям вернуться к образу жизни советского периода, когда границы не мешали жизни и деятельности двух братских народов.